Постой, паровоз!
Жители приграничного поселка Ушкатты Актюбинской области бьют тревогу - на железнодорожной станции Союзная, рядом с которой находится их аул, больше не останавливаются пассажирские поезда, и работники станции опасаются остаться не у дел.
Проблемы у жителей поселка Ушкатты, находящегося на стыке Актюбинской и Оренбургской областей, начались в конце весны.
- 21 мая этого года к нам приехал Владимир МОЛДАВЕР с Южно-Уральской железной дороги, филиала ОАО “РЖД”, - говорит
Кенжегали ДУСАЛИН, исполнительный директор ТОО “Жайылхан”, являющегося одним из градообразующих в данной местности. - И, по некоторым слухам, у него произошли какие-то “непонятки” как с российскими, так и с казахстанскими пограничниками.
В итоге, как утверждает Кенжегали Дусалин, а к нему присоединяются и другие жители поселка, жизнь в ауле стала в буквальном смысле невыносимой.
- Первым делом господин Молдавер распорядился, чтобы в нашем ауле не останавливались пассажирские поезда, - продолжает Дусалин. - Дело в том, что от нас пассажирский транспорт в областной центр редко ходит. И до райцентра, а он расположен в 80 километрах от Ушкатты, люди нанимали частников. Поэтому легче было сесть на поезд и доехать до Орска, а оттуда - в Актюбинск.
Хоть ушкаттинцам приходилось несколько раз пересекать российско-казахстанскую границу, тратя массу времени и нервов на различные проверки, но так тем не менее было проще. А теперь - хоть пешком до областного центра иди.
Последствия “российского решения” несут большие проблемы как для жителей района, так и для крестьянских хозяйств и предприятий - ТОО “Коктас-Актобе”, “Агроснаб” и “Самат”. Имея благоприятные условия для выращивания зерновых, они увеличили посевные площади, а железная дорога позволяла реализовать выращенный урожай в Казахстане и России. Что теперь будет в связи с изменениями, не знает никто…
Но и это бы ничего, вздыхают ушкаттинцы, мол, пережили бы уж. Однако возникла еще более серьезная проблема.
- Приказом Молдавера запрещена доставка питьевой воды жителям Ушкатты, которую все эти годы мы получали из России, - продолжает Кенжегали. - Врать не буду: мы несколько дней жили всухомятку, а потом доставку воды возобновили. Но за деньги.
В словах Дусалина и его односельчан сомневаться не приходится. В Ушкатты, что в 300 километрах от областного центра, в последние годы действительно существует проблема питьевой воды. Старый водопровод после развала Союза “разбомбили”, и все это время жители приграничного населенного пункта получали живительную влагу от соседей.
Ну и, наконец, в-третьих: ушкаттинцам, работающим на железнодорожной станции, разослали уведомления о консервации Союзной. Что это означает, сельчанам никто не разъяснил, но за этим народ усмотрел следующее: станцию закроют, раз уже поезда здесь не останавливаются, поэтому сейчас надо искать другую работу.
Жизнь в селе замерла, народ - в недоумении: неужели из-за волевого решения одного человека придется остаться без работы и оказаться брошенными на произвол судьбы, неужели они не нужны родине?! Единственный выход сельские жители видят в помощи власть имущих. Поэтому сочинили письмо первому
вице-министру КТЖ ТАИСПЕКОВУ, акиму Актюбинской области Елеусину САГИНДИКОВУ и депутату областного маслихата Александру ЧЕМОДАНОВУ.
В своем послании, копии которого сельчане также направили
чрезвычайному и полномочному послу РК в РФ Нуртаю АБЫКАЕВУ и в администрацию президента России
Дмитрию МЕДВЕДЕВУ, селяне обратили внимание адресатов на то, что “все вышеописанное происходит на фоне предстоящего международного саммита с участием глав двух государств и неужели веками сложившиеся дружественные и братские отношения могут решиться росчерком одного человека”.
Примечательно, что из всех адресатов ушкаттинцам не ответил… никто. Но ответ все же пришел, причем с неожиданной стороны. От районного акима, куда, как выяснилось, областной акимат перенаправил послание.
- На самом деле здесь нет никакой политики, - устало отметил аким
Айтекебиского района Есмахан ЕСЕНБАЕВ. - Просто с появлением независимых государств и границ у станции Союзная появилась новая особенность - как населенный пункт, она расположена в Казахстане, а как станция - принадлежит российской магистрали. И хотя делимитация границы здесь производилась, теперь предстоит произвести демаркацию. Все, как положено, необходимо узаконить.
По словам районного акима, “сейчас за подписью акима области россиянам отправлено письмо, в котором глава региона обещает покрыть все расходы, которые россияне несут по питьевой воде и прочим вопросам, лишь бы ушкаттинцы не страдали”.
- Ничего бесплатного нет! - говорит аким района. - Пока с каждого двора за месяц российская сторона требует оплаты в 45 рублей. Но на всякий случай акимат подогнал водовоз. И вообще, сейчас мы строим водопровод, который запустим к концу года. На его строительство областной бюджет выделил 114 миллионов тенге.
Что касается возобновления остановки пассажирских поездов на Союзной, то здесь, по словам акима, все до банальности просто.
- Раньше граница проходила посередине поселка, - говорит Есмахан Есенбаев. - Затем ее решили отодвинуть, чтобы поселок остался на казахстанской стороне. Но вокзал принадлежит России. Но мы надеемся, что после приведения многих вопросов в соответствие с законодательством двух стран, поезда будут останавливаться.
Акмарал МАЙКОЗОВА, Актюбинск,
тел. 8-701-620-48-65,
e-mail:
maikuzova@yandex.ru

