Долгие проводы - детские слезы
“
Мы слишком некрасивые, чтобы жить в Шымкенте. Вот нас и выселяют за 101-й километр, как изгоев”, - говорят воспитанники специальной профессионально-технической школы. Единственное в стране учебное заведение, где получают профессию десятки детей с физическими изъянами, еще недавно располагалось в центре Шымкента. Теперь по решению властей инвалиды должны перебраться в Кентау.
Никто не хотел уезжать
В мае 2008 года с подачи управления координации занятости и социальных программ было принято решение о переводе спецпрофтехшколы из областного центра в глубинку. Чиновники считают, что здание и условия проживания учеников в Шымкенте не соответствуют нормам: в комнатах и классах тесно, удобства - во дворе. Ребятам отвели трехэтажное здание в Кентау, где до недавнего времени базировался дом престарелых. Стариков в срочном порядке вывезли в Шымкент, а в их бывшем приюте затеяли ремонт.
Как обещают чиновники, в сентябре студенты смогут начать новый учебный год на новом месте. Однако до сих пор ремонт объекта не завершен - не проведены работы на втором и третьем этажах. Не укомплектован штат преподавателей. Дело в том, что большая часть педагогов, отдавших училищу многие годы, переезжать в захолустье отказывается. Впрочем, не горят желанием перебираться в Кентау и их подопечные.
- Во-первых, это далеко от Шымкента. Нам будет тяжело добираться, - говорит
второкурсница Надежда КЛИМОВА.
- Во-вторых, там не будет того, что у нас есть в Шымкенте: библиотек, курсов, театра, широкого круга знакомых. В-третьих, здание для таких, как мы, не приспособлено.
- Наши учителя и мастера туда не поедут, - вступает в разговор
Настя КОРОБЕЙНИКОВА. -
А как преподают сельские педагоги - известно. И потом, в Кентау проблемы с экологией, а для нас это особенно вредно.
Дети, родители и педагоги обратились за помощью к президенту страны, в партию “Нур Отан” и в правозащитные организации. Они просят оставить училище в Шымкенте.
- Нам говорят, что здание ветхое, - рассуждает
директор спецпрофтехшколы Султан ПАРМАНОВ. -
Правильно - потому что за многие годы деньги на его ремонт не выделялись. Между тем, как только решили отправить нас в ссылку, управление тут же начало ремонт под реабилитационный центр. Значит, для центра деньги нашлись, а для нас найти за столько лет не могли... Я не знаю, за что невзлюбил меня директор областного управления координации занятости и социальных программ Женисбек МАУЛЕНКУЛОВ, но все это затеяно для того, чтобы избавиться от меня.
Конфликт между начальником управления и директором спецшколы длится давно. В него оказались втянуты и дети. К примеру, группа студентов в начале прошлого года пожаловалась администрации школы на скудное питание. Как оказалось, причина недоедания детей - новые нормы питания.
- По ним на одного нашего студента приходится всего 250 граммов хлеба, - возмущается Парманов. -
Такая норма была в блокадном Ленинграде! Я неоднократно ставил в известность об этом руководство и получал ответы: нормы разработаны Национальной академией питания и утверждены Министерством труда и соцзащиты. Мол, так же питаются в доме престарелых. Но нельзя же сравнивать стариков с молодыми!
Парманов посоветовал студентам писать в вышестоящие инстанции. Письма вернулись в управление занятости.
- Из управления пришла проверка, был устроен настоящий шмон. Без моего присутствия взломали шкаф шеф-повара. Опечатали склад продуктов. Склад открыли лишь в 12 часов следующего дня. То есть дети остались без ужина, завтрака и обеда! Без суда и следствия нас обвинили в воровстве, - рассказывает директор спецшколы.
Я не могу с ним справиться!
В областном управлении координации занятости и социальных программ не отрицают, что Парманов особой любви у чиновников не вызывает. Многочисленные документы, подготовленные внутри ведомства, свидетельствуют о том, что нынешний директор спецшколы допускает серьезные нарушения.
- Его бы уволить, да не могу, - сетует
директор управления Мауленкулов.
- Всякий раз он идет на бюллетень. Пытались проверить достоверность больничных - все чисто. Оно и понятно, у человека сахарный диабет. Но почему дети страдают?
Взгляд со стороны
Директор регионального филиала Казахстанского международного бюро по правам человека Резеда ГЛУЩЕНКО уже которую неделю пытается разобраться в этой истории. Правозащитник ратует за то, чтобы дети остались в Шымкенте.
- Обе противоборствующие стороны действуют якобы в интересах детей, - говорит Резеда Искандеровна.
- На самом деле проблемы детей здесь - дело десятое. Как можно отправлять инвалидов за тридевять земель в город, который на всю страну прославился отсутствием нормального отопления, электро- и водоснабжения? Мало того, что здание там не отремонтировано - оно еще и не типовое. В комнатах темно, лестницы крутые. Выпускники училища не смогут в Кентау найти работу. Из этого города даже здоровая молодежь бежит в Шымкент и Алматы, а инвалидам и подавно там делать нечего.
Кому выгодно?
Еще в 2006 году власти Шымкента под строительство новой спецпрофшколы выделили земельный участок площадью 1,2 га в черте города. Однако в итоге ограничились ремонтом двух захудалых зданий. По версии того же Парманова, “собака” зарыта в земле.
- Я сам выбивал эти земли для строительства спецшколы, - вспоминает
директор училища, -
а начальство документы изъяло. Сейчас их положат под сукно, пользуясь строительным кризисом, а спустя пару лет, когда все забудут о существовании земельного акта, участок перейдет в чью-нибудь частную собственность. Так же, как и земля, на которой стояла до сегодняшнего дня наша спецшкола.
Правда, начальник управления Мауленкулов в ответ на выпады своего строптивого подчиненного заверяет, что не допустит разбазаривания государственной собственности:
- Пока я здесь работаю, ни один кусочек земли, предназначенной для инвалидов, налево не уйдет!
Пока два бастыка сотрясают воздух взаимными обвинениями, часть студентов спецпрофтехшколы из-за великого переезда намерена бросить учебу.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Кентау - Шымкент
zaure_mir@mail.ru

