Город на бомбе
Костанай, словно курица на яйцах, сидит на атомной бомбе. Это не преувеличение, потому как из 3732 ампул, содержащих оружейный плутоний-239, при желании можно состряпать новый маленький Чернобыль. Город “высиживает” еще и другие не менее опасные “киндерсюрпризы” - 400 тысяч (!) ртутьсодержащих ламп.
Вопиющую информацию об опасных отходах, лежащих мертвым грузом на территории бывшего текстильного комбината, впервые раскопала наша газета ровно три года назад. Это была настоящая информационная бомба. Чиновники дружно сказали: “Ой-бай!!!” - и выдали гору обещаний, что отходы уничтожат.
К примеру,
тогдашний председатель комитета по государственному контролю и надзору в области ЧС Виктор ВЕСНИН даже заявил:
“Один из вариантов решения проблемы - объявить в Костанае чрезвычайную ситуацию местного масштаба и под этой маркой организовать срочное выделение средств на ликвидацию опасности”.
Мажилисвумен Багила БАЙМАГАМБЕТОВА после прочтения статьи в нашей газете озвучила в парламенте запрос премьер-министру:
- Потенциальный очаг радиоактивного заражения и отравления представляет большую угрозу для жителей региона, приграничного государства и для всей республики в целом. Принятие превентивных мер по утилизации и захоронению отходов было бы своевременным и более экономически выгодным, чем ликвидация последствий.
Но с течением времени скандал замяли, затерли и заволокитили. А между тем цена вопроса за три года выросла в разы: если в 2005 году утилизация источников ионизирующего излучения и ртутьсодержащих ламп обошлась бы казне в 10 миллионов тенге, то сегодня - уже в 30…
Чье добро?
Лежит опасный груз в одном из корпусов частного предприятия “Костанайская текстильная компания”. Оно занимает место бывшего текстильного гиганта всесоюзного значения - обанкроченного камвольно-суконного комбината, или “Котекса”.
Отработанные лампы некогда освещали километровые цеха предприятия, а источники альфа-излучения содержались в установленных на станках спецприборах. Они нейтрализовывали статическое электричество, предотвращая мощные электрические разряды и пожары. При остановке производства станки разукомплектовали, а радиоактивные ампулы сложили в ящики и закрыли под замок. Лампы вынули из светильников и свалили кучами в чердачном помещении. Все это было 16 лет назад.
Бизнесмены, пытающиеся сегодня возродить текстильное производство в Костанае, при покупке этих цехов и не подозревали о получаемых в нагрузку радиации и ртутных лампах. Зато их попытались сделать ответственными за уничтожение опасного наследства “Котекса”. Но когда новая компания просчитала стоимость работ, поняла: это сделает ее банкротом. С горем пополам доказав в суде, что не обязана расплачиваться за чужие грехи, компания все же считается ответственной за возможные происшествия, связанные с хранящимися на ее территории отходами.
- Когда я вступала в должность, меня вызвали в управление охраны окружающей среды и строго предупредили: если на объекте что-то случится, я понесу ответственность вплоть до уголовной, - рассказывает
нынешний директор “КТК” Гульжан ДАВЫДОВА.
- А еще пообещали, что “очень скоро” отходы будут вывезены для захоронения на специальном полигоне. Вот уже который год мы обеспечиваем охрану опасных веществ, но они по-прежнему лежат здесь мертвым грузом…
Машина ушла
Замначальника Костанайского областного территориального управления охраны окружающей среды Гали БЕКЕНТАЕВ сообщил, что костанайский вопрос вот уже три года подряд “вбивается” в республиканский реестр экологических проблем, но всякий раз остается без финансирования. По мнению чиновника, центр закрывает глаза на очевидную угрозу.
- А деньги на уничтожение исторических отходов, хранящихся в Костанае, по закону должны быть выделены из республиканского бюджета, - объяснил
Бекентаев.
- Местная казна раскошеливаться на это не вправе.
В министерстве охраны окружающей среды от устных комментариев отказываются. Лишь через пресс-службу электронной почтой мне прислали одобренную
министром Нурланом ИСКАКОВЫМ бумагу. Вкратце ее содержание таково: чиновники о проблеме знают, решить ее пытаются. Но на вопрос, почему их усилия бесплодны, все же не отвечают.
А тем временем мне стало известно, что в этом году Костанай уже лишился шанса избавиться от отходов быстро и навсегда. Оказывается, для отправки опасных веществ для централизованного захоронения специальным предприятием (“Железорудная геологоразведочная экспедиция”) фрахтуется спецмашина. Она собирает отработанные радиоактивные материалы на предприятиях и в учреждениях (например, из рентген-кабинетов больниц). Работа идет в соответствии со строгим графиком и по жесткому плану. Безопасность движения машины обеспечивается ДКНБ и дорожной полицией. Так вот, машина отработала здесь еще в первом квартале, но из-за отсутствия денег комбинатовские отходы, конечно, на борт не взяла. Теперь для них нужно заказывать машину отдельно...
Про трех китов
Руководитель научно-образовательного экологического центра “Молодое поколение - за экологическую безопасность и устойчивое развитие” Людмила МУЗЫЧКО три года назад тоже обращалась в парламент с предупреждением об “угрозе глобальной катастрофы”. Сегодня она пишет новое письмо депутатам.
- Я примерно понимаю, о чем и как думают чиновники, - говорит эколог.
- Ведь они стоят на трех “китах”: авось, небось и как-нибудь. То бишь авось пронесет, небось, не грянет, как-нибудь выживем. И это безнравственно.
Потому что они делают заложниками дурацкой ситуации сотни тысяч людей.
Стас КИСЕЛЕВ, Костанай, тел. 8-777-2265521,
e-mail:stas_kiselev@rambler.ru

