Китайский опыт
Вот уже месяц, как в Китае произошло землетрясение, повлекшее за собой колоссальные жертвы. И даже в КНР с ее исключительно эффективной административной системой и дисциплинированным народом последствия этой стихии до сих пор не преодолены…
Казахстану история часто предоставляла роскошную возможность учиться на чужих ошибках. Так было, например, во время масштабного международного экономического кризиса десять лет назад, так могло бы быть (при готовности учиться) и в отношении рынка недвижимости… Насколько эффективно у нас учились - вопрос спорный. На наш взгляд, так в целом не очень. Но вот - новый шанс обогатиться чужим опытом, чтобы потом поменьше страдать.
В Китае, как известно, все больше подтверждений получает информация, что очень значительная часть жертв землетрясения в провинции Сычуань стала результатом коррупции государственных органов, курировавших строительство школ и больниц. То есть “проплаченного” низкого качества строительства. Нам стоит на это взглянуть внимательнее. Уж если на родине Мао Цзэдуна такое возможно, то что у нас?..
В Алматы, слава богу, в постсоветские годы не было землетрясений, сопоставимых с сычуаньским. Значит, вроде бы, и материала для анализа проблемы нет. Но… Помните, как несколько лет назад сами собой, даже без минимальных толчков, посыпались несущие конструкции в одной из школ Астаны? В той, где учился сын тогдашнего премьера... То есть самой что ни на есть элитной в масштабе всей страны. Благо, саморазрушение произошло ночью, когда детей в школе не было. Были похожие истории и с некоторыми широко рекламируемыми современными, “с пылу с жару”, объектами в Алматы. Есть объекты еще целые, но строящиеся до того плохо, что это видно в буквальном смысле невооруженным глазом (готов предоставить фотографии)...
Аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ на днях сказал на совещании подчиненным: если строительные компании подключаются к городским инженерным сетям, не имея на это права, значит - “проплачивают”. А как иначе? Просто и логично. Продолжая этот логический ряд, как не задаться вопросом: можно ли исключить, что “проплаченных” нарушений нет при строительстве с точки зрения соблюдения технологий строительства, качества материалов и т.п.?
С кем из авторитетных и честных специалистов ни поговоришь, слышишь об одних и тех же проблемах. Например, что старая нормативно-техническая база, регламентирующая сейсмостойкость зданий, была отменена еще несколько лет назад, новой до сих пор нет, а строительство зданий, притом высотных, продолжается. Ссылаются на опыт строительства таких зданий в других странах, но при этом используются совсем не те же строительные материалы, что за рубежом!
Знакомый, услышав, что я пишу эту статью, заметил: это как метать бисер, никто на эту проблему на “уровне принятия решений”, как модно называть то, что раньше называли властью, внимания не обратит. И что возразишь знакомому? Оснований для такого пессимизма много. Но, во-первых, вроде бы есть какие-то признаки отрезвления упомянутого “уровня” в других проблемных сферах, тоже запущенных, как, например, госполитика в отношении малого и среднего бизнеса. Может, и к важнейшей проблеме контроля над качеством строительства повернутся лицом? Во-вторых, ну пора уже взрослеть и учиться на чужих ошибках. Тем более таких, как у китайцев, - трагичных и поучительных.
И самое, может быть, главное - просто необходимо участие общественности в контроле качества застройки в сейсмоопасных регионах страны. Иначе ничего из этого не выйдет, даже если вдруг власть и озаботится проблемой. Конкретные механизмы и принципы общественного контроля - вопрос дискуссии...
Ярослав РАЗУМОВ, журналист
Казахстану история часто предоставляла роскошную возможность учиться на чужих ошибках. Так было, например, во время масштабного международного экономического кризиса десять лет назад, так могло бы быть (при готовности учиться) и в отношении рынка недвижимости… Насколько эффективно у нас учились - вопрос спорный. На наш взгляд, так в целом не очень. Но вот - новый шанс обогатиться чужим опытом, чтобы потом поменьше страдать.
В Китае, как известно, все больше подтверждений получает информация, что очень значительная часть жертв землетрясения в провинции Сычуань стала результатом коррупции государственных органов, курировавших строительство школ и больниц. То есть “проплаченного” низкого качества строительства. Нам стоит на это взглянуть внимательнее. Уж если на родине Мао Цзэдуна такое возможно, то что у нас?..
В Алматы, слава богу, в постсоветские годы не было землетрясений, сопоставимых с сычуаньским. Значит, вроде бы, и материала для анализа проблемы нет. Но… Помните, как несколько лет назад сами собой, даже без минимальных толчков, посыпались несущие конструкции в одной из школ Астаны? В той, где учился сын тогдашнего премьера... То есть самой что ни на есть элитной в масштабе всей страны. Благо, саморазрушение произошло ночью, когда детей в школе не было. Были похожие истории и с некоторыми широко рекламируемыми современными, “с пылу с жару”, объектами в Алматы. Есть объекты еще целые, но строящиеся до того плохо, что это видно в буквальном смысле невооруженным глазом (готов предоставить фотографии)...
Аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ на днях сказал на совещании подчиненным: если строительные компании подключаются к городским инженерным сетям, не имея на это права, значит - “проплачивают”. А как иначе? Просто и логично. Продолжая этот логический ряд, как не задаться вопросом: можно ли исключить, что “проплаченных” нарушений нет при строительстве с точки зрения соблюдения технологий строительства, качества материалов и т.п.?
С кем из авторитетных и честных специалистов ни поговоришь, слышишь об одних и тех же проблемах. Например, что старая нормативно-техническая база, регламентирующая сейсмостойкость зданий, была отменена еще несколько лет назад, новой до сих пор нет, а строительство зданий, притом высотных, продолжается. Ссылаются на опыт строительства таких зданий в других странах, но при этом используются совсем не те же строительные материалы, что за рубежом!
Знакомый, услышав, что я пишу эту статью, заметил: это как метать бисер, никто на эту проблему на “уровне принятия решений”, как модно называть то, что раньше называли властью, внимания не обратит. И что возразишь знакомому? Оснований для такого пессимизма много. Но, во-первых, вроде бы есть какие-то признаки отрезвления упомянутого “уровня” в других проблемных сферах, тоже запущенных, как, например, госполитика в отношении малого и среднего бизнеса. Может, и к важнейшей проблеме контроля над качеством строительства повернутся лицом? Во-вторых, ну пора уже взрослеть и учиться на чужих ошибках. Тем более таких, как у китайцев, - трагичных и поучительных.
И самое, может быть, главное - просто необходимо участие общественности в контроле качества застройки в сейсмоопасных регионах страны. Иначе ничего из этого не выйдет, даже если вдруг власть и озаботится проблемой. Конкретные механизмы и принципы общественного контроля - вопрос дискуссии...
Ярослав РАЗУМОВ, журналист
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

