Уходящая натура
В южной столице, в Музее искусств им. Кастеева, без большой помпы и наплыва посетителей проходит едва ли не самая теплая и душевная выставка сезона - “Ретро Алма-Ата”.Для коренных алмаатинцев именно такое вот - по-старому, через дефис, название города звучит как пароль, пропускающий в старые добрые времена. Но, несмотря на патологическую любовь коренных горожан к своему городу, именно эти работы либо редко экспонировались, либо вовсе никогда не показывались публике. Вот почему музей решил сделать в сезон летнего затишья такую ностальгическую выставку - поднять из запасников городские пейзажи, написанные с 1940 по 1980 год. Кстати, в фондах музея хранится богатейшая коллекция - более девяти тысяч работ изобразительного искусства. И как раз “тасовать” эту колоду, заниматься популяризацией собранных художественных сливок, а не только сдавать залы для “персоналок” - главная задача музея.

Особенно щемяще умиляют те уголки старого города, которые либо полностью преобразились, либо уже канули в Лету. Так и вспоминается риторическая фраза из старого фильма: “Если бы у него был генеральный план, он не рисовал бы наугад”. Здесь можно проводить много параллелей - например, сравнивать работы Ивана СТАДНИЧУКА с лентой “Мой милый доктор”, где Алма-Ата предстает эдаким веселым, только что умытым дождем городом, населенным исключительно хорошими людьми. Впрочем, может, так оно и было? Проводя экскурсии, можно рассказывать молодежи, что вот именно так, как показано у Дулата АЛИЕВА, народ втискивался в общественный транспорт. Или что в далекие времена знаменитый каток “Медео” был всего лишь ледовым полем, к которому тянулась муравьиная цепочка горожан. А на проспекте Абая не просто неправдоподобное для нынешнего времени отсутствие автомобильных пробок - здесь художник явно добавил автомобилей, чтобы городской пейзаж бодро свидетельствовал о благополучии народа и кипучей жизни города.

Несомненный рекордсмен по количеству изображений - оперный театр и прилегающие к нему скверы. И жаль, что на картинах мало старозаветных избушек со ставенками и резными наличниками, которыми до сих пор богат так называемый “частный сектор”. Впрочем, лет 50 назад гораздо актуальнее выглядели масштабные социалистические стройки. Хотя сейчас именно такими картинами нас не удивишь.
На этой выставке соседствуют такие мэтры, как Абылхан КАСТЕЕВ и Жанатай ШАРДЕНОВ, и современные художники - Дулат Алиев, Ирина ЯРЕМА.

Кстати, тема городского пейзажа становится в Алматы культовой. Достаточно вспомнить ажиотаж, который вызвала состоявшаяся в прошлом году экспозиция из частных собраний. Может быть, действительно, выдать художникам генеральный план города и обязать их запечатлеть те милые и тихие уголки, которые еще в нем остались?
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото автора, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

