...И от воды защиты нет
У жителей Каракиянского района Мангистауской области невиданный доселе ливень разрушил дороги, обесточил десятки домов. Больше всего пострадали жители поселка Старый Жетыбай. В результате разгула стихии около 140 домов оказались под водой, погибли десятки голов домашнего скота... К природному катаклизму оказались не готовы ни жители, ни местные власти. Многие семьи до сих пор ночуют под открытым небом, опасаясь заходить в дома, в которых осел фундамент, а стены покрылись трещинами.
С утра до вечера сельчане, надев резиновые сапоги, рыскают по мокрым комнатам в поисках уцелевших вещей и документов. Как только начинает темнеть, некоторые женщины с детьми уходят ночевать к родственникам, другие остаются вместе с мужьями, не желая покидать жилища.
- За всю жизнь я не видел подобного ливня, - удивленно разводит руками
60-летний аксакал Мерген-ага. -
Сложилось впечатление, что Всевышний открыл форточку на небесах именно над нашим поселком и спустил все запасы воды. И главное - все произошло так неожиданно. Мгновенно!

Ливень продолжался всего пару часов. За это время мощные потоки воды затопили Старый Жетыбай, но соседний аул, расположенный всего в 20 километрах, практически не почувствовал удара стихии.
Жертвами катаклизма стали два человека. В поселке Шетпе 42-летнюю учительницу, которая вывела детей на природу, унесло мощным потоком воды. Как только начался ливень, женщина успела завести школьников в микроавтобус, а сама вернулась за палаткой. Водитель машины, пытаясь вызволить женщину из беды, бежал за ней три километра, но так и не смог вытащить из воды.
А неподалеку от Жетыбая от удара молнии скончался пожилой чабан. Среди пострадавших и 8-летняя девочка. Как только начался ливень, она побежала домой, но земля быстро промокла, девочка поскользнулась и схватилась за оголенный электрический провод. Ребенка срочно госпитализировали в больницу Актау.
Жительница поселка Сауле БИСЕНОВА предчувствовала беду, но не знала, откуда ее ждать:
- За несколько часов до ливня во дворе завыли собаки, овцы забеспокоились. Я понимала, что это неспроста. Но чтобы такое! Когда забарабанили первые капли, мы находились дома. А потом дождь усилился. Но самое ужасное началось потом. Вода захлестнула дом. Ее уровень поднимался буквально на глазах. Это было страшно видеть - залитый пол, а ты ничего не можешь сделать. Мы спасали вещи, перетаскивая их из комнаты в комнату. Да все зря...
Соседка Сауле, Роза БАХАНОВА, добавляет:
- Видели бы вы, что творилось здесь на следующий день! Во дворе уровень воды доходил до пояса, в домах - по колено. Сейчас он спадает. У меня погибла вся домашняя скотина, у соседей - тоже. А ведь за счет овец мы кормились.
Дом Танбиби ТУРСЫНАЛИЕВОЙ заливает уже четвертый раз, но таких разрушительных последствий прежде не было.
- У меня пятеро детей, и я вместе со старшими дочерьми всю ночь вычерпывала воду из дома. Но ее меньше не становилось. Никто не пришел нам на помощь. Только один раз приехал какой-то депутат, снял все на видеокамеру и пообещал помочь. А когда мы пошли в акимат, аким нас выгнал - мол, уходите отсюда! Теперь мы не знаем, что делать. Все продукты питания, вся одежда там - под водой. Нет даже питьевой воды, чтобы детей напоить. В конце концов, хоть кто-нибудь нам поможет?!

Аким поселка Жетыбай Куаныш АСАНОВ заявляет, что делается все возможное, чтобы ликвидировать последствия стихии:
- В районе объявлена чрезвычайная ситуация. По нашим подсчетам, пострадали 138 домов. Сейчас создана специальная комиссия, которая обследует жилища. Как только комиссия закончит работу, будем решать, как помогать пострадавшим. В затопленных домах воду откачивает спецтехника. А насчет жалоб от населения, так я не могу послать машину в каждый двор.
Пока никто не берется оценить ущерб от стихийного бедствия. Ведь серьезно пострадали не только дома сельчан, но социальные объекты. Например, некоторые специалисты предполагают, что новая районная больница, на строительство которой угрохали десятки миллионов тенге, восстановлению не подлежит. В клинике, рассчитанной на 100 коек и торжественно открытой полгода назад, полностью затоплен подвал, стены на первом этаже дали трещины в несколько десятков сантиметров. Всех тяжелобольных пришлось срочно эвакуировать в больницы Актау и Жанаозена, остальных отправили долечиваться по домам.
Ощутимые потери понесли владельцы карьеров по добыче камня-ракушечника. Все 26 месторождений “по горло” в воде.
- У меня там остались камнерезные машины стоимостью по 50 тысяч долларов каждая, - переживает
частный предприниматель Куаныш ТУРЕТАЕВ.
- Я уже не говорю о заготовленном камне. До сих пор не можем вытащить. Никакой помощи от властей нет. Я ждал три дня, чтобы сначала помогли людям, а сегодня пошел в акимат, но мне дали понять, чтобы рассчитывал только на себя. Аким сказал: помощь должно оказывать управление ЧС. А где это ЧС, где его руководство? Мы до сих пор никого в глаза не видели! Так что мы - сами по себе!
Есназар СУЛТАНОВ, фото автора, Актау

