6972

На три буквы

На три буквыУ знаменитой арт-группы “Кызыл Трактор” и одного из ее основателей Молдакула НАРЫМБЕТОВА недавно произошло несколько замечательных событий. Во-первых, в канун своего 60-летия он впервые получил госзаказ на установку скульптурной композиции в Астане. Во-вторых, переименовал свой коллектив в “Нур Кызыл Трактор”.
При этом художник отрицает вроде бы очевидную связь упомянутых волшебных случаев.
            
                                                                         Шаман, однако
Нарымбетов сейчас - культовая фигура казахстанского авангарда, почетный шаман всея степи, автор множества перформансов, идей и детей.
Нарымбетов в далеком прошлом - традиционалист, тихий член Союза художников, преподаватель худ­училища.
Башню Молдакулу-ага двадцать лет назад снес Виталий СИМАКОВ, вторгшийся в мирно спящий Шымкент со своими новаторскими идеями и превративший суровый южный город в двигатель неспящего искусства. 
И вот с тех самых пор художник начал продвигаться в сторону этники, став первым шаманом от искусства и первым же дипломированным живописцем среди шаманов.

Говорят, эта тема сейчас реально на коне: камлать с бубнами и кобызом Нарымбетова все чаще приглашают на презентации крупные бизнесмены. Услугами шамана заинтересовалась одна известная политическая партия.
- Они суеверные стали, - улыбается Молдакул-ага. - Думают, что языческий обряд отгонит злых духов, поможет в будущем. И пошел слух, что если не пригласить шамана, то не миновать сглаза...

И уже серьезно добавляет:
- А вообще я чувствую некую энергетику, когда шаманю. Что-то происходит. Здесь не просто видимость... Я ведь потомственный шаман - мои предки этим занимались. Например, сестра отца была шаманкой. И по матери тоже. Опасная это игра, между прочим, я нутром чувствую. Так что все серьезно.

О том, насколько серьезно шаманит Нарымбетов, постороннему трудно судить. Хотя бы потому, что при пошиве костюмов и изготовлении инструментов он не обращается к историческим документам, а делает их по наитию души. Что прин­ципиально верно, поскольку таких документов и нет - атрибуты баксы (шамана. - Ред.) как-то никто не додумался стандартизовать, обязательную сертификацию шаманы не проходили...

На воображение Нарымбетов никогда не жаловался, поэтому его шаманские опыты стали известны всему миру - с ними он добрался даже до Вашингтона.
- Я лечу, когда шаманю, - заявляет авангардист. - Принимаю на себя негативную энергию снаружи. Как и все мощные художники. Пикассо, к примеру, тоже шаманом своего рода был. Тоже лечил. Однажды, на моей первой выставке в Алматы, мне стало так плохо, что меня вывели из здания под руки. Народу же много, не рассчитал. А общество больное у нас.

- И чем оно болеет?
- Да всем болеет. Коррупцией, например. Отсутствием художественного вкуса. Ты видел четверку коней на мосту в Астане? Это же шайтан-арба! Ума не приложу, как такое могли поставить. Кстати, в столице стоит знаменитый монумент трем биям. Так вот, автор сначала хотел поставить его в Шымкенте, но мы в свое время проект зарубили как неграмотный. А через несколько лет смотрю - он его в Астане поставил, один в один. Проблема в том, что всем заправляют чиновники...

- Но, простите, нынче и вы по госзаказу работаете...
-  Это понятно. Но я-то делаю то, что хочу. Никто меня не ограничивает, и ни под чью дудку я плясать не буду. К тому же у меня есть багаж образования и опыта: даже размещение орнамента на работе я делаю согласно общепринятым прин­ципам.

                                                                     Президенты и жуки
Как видите, Нарымбетов крайне непоследователен - ругает чиновников, уже получив госзаказ, в то время как другие ругают, чтобы до него добраться.
Но не ищите в его словах политической озадаченности, так как для него искусство и политика - всего лишь игра. Пусть большая, но игра.

Вот, скажем, увидел мастер в степи сбитую автомобилем корову с распухшим телом, схватил лист ДВП и сразу отразил момент. Не пропустил мимо себя и жука навозного, катящего свой клубок куда-то вдаль. Картина с жуком получила название “Кандидат в президенты”, а коровья - “Бывший президент”.

Условно их можно объединить в диптих - ведь жук катает шарик из того, что в свое время произвела корова. Президент, разумеется, - собирательный образ. Как шарик, катящийся в степи.
- Скажите, Молдакул-ага, почему вы добавили к названию своей группы три буквы - приставку “Нур”?
- Уа-тха-тха-ха! Ну это же модно сейчас! Только не ищите в этом ни подвоха, ни прогиба. Мы просто следуем актуальным тенденциям.

- А вот в слове “баксы” вы на каком слоге делаете ударение нынче?
- Ммм... На втором. Я же шаман.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ,  тел. 259-71-99, e-mail: tulegen@time.kz
Фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ
Поделиться
Класснуть