Добровольный оброк
Акимат Алматы предупреждает: водитель не обязан платить за кратковременную стоянку своего автомобиля на улицах города
Напомним, некоторое время назад
исполнительный директор общественного фонда “Транспаренси Казахстан” Сергей ЗЛОТНИКОВ заявил газете “Время”:
- Ежедневный оборот парковщиков составляет по нашим прикидкам около миллиона тенге. И основная часть этих денег - “черный нал”. Ведь большинству водителей не выдают никакого документа за оказанную услугу.
По словам Злотникова, он неоднократно обращался в акимат Алматы с предложением заменить людей в синих жилетах на парковочные автоматы.
- Городским властям, видимо, выгодно такое положение дел, - рассуждает
Сергей Злотников. -
“Левые деньги”, скорее всего, - это доход кого-то из высокопоставленных городских чиновников.

Мы поинтересовались в акимате Алматы, что чиновники намерены делать с парковками. И на днях получили из пресс-служб мэрии официальный ответ.
“По существующему законодательству организация платных стоянок на обочинах дорог (улиц, проездов)
путем установления парковочных автоматов не допускается, - говорится в нем. -
Однако акиматом города рассматривается юридическая, практическая, а также финансовая сторона установки парковочных автоматов. Данная мера необходима для обеспечения прозрачности, увеличения доходов оплаты за парковку”.
Выходит, водитель так и будет отдавать деньги неизвестно кому, не будучи уверенным, что они дойдут до городской казны? Читаем дальше:
“Относительно платных услуг, оказываемых ГКП “Алматы Паркинг”, то... оплата этих услуг не носит обязательный характер. Она производится владельцами автотранспорта на добровольной основе”.
Стало быть, деньги с нас берут незаконно? Этот вопрос мы адресовали в ГКП “Алматы Паркинг”.
- Да, действительно, платить за парковку необязательно, - подтверждает слова городских чиновников
заместитель директора ГКП “Алматы Паркинг” Даурен УЗАКОВ. -
Но, правда, тогда сотрудники компании не несут ответственности за ваш автомобиль.
- Вы хотите сказать, что в случае чего парковщики будут компенсировать ущерб автовладельцу, заплатившему за стоянку?
- Согласно постановлению акимата города Алматы от 27 ноября 2003 года № 5/699 “Об упорядочении функционирования кратковременных стоянок автотранспорта в городе Алматы” на ГКП “Алматы Паркинг” возложено обеспечение должного порядка в местах кратковременных стоянок автотранспорта, предотвращение заторов и оказание платных услуг по предупреждению автотранспорта от угона и его порчи.
- А если владелец машины отказывается платить, то ваши сотрудники никакой ответственности за автомобиль не несут?
- Совершенно верно. Но это не значит, что из мести они сами с ним что-нибудь сделают. Это право человека - платить или нет.
- Чем еще порадуете автовладельцев?
- Сейчас ведется проектирование 3 муниципальных автопаркингов на 824 места. Строительство намечено на 2008 и 2009 годы. Управлять этими паркингами также будем мы. Уже в этом году за счет инвесторов будет построено 12 автопаркингов на 2367 машино-мест. Более того, на пересечении основных магистралей строительство будет производиться за счет бюджета. Кроме того, все новые строящиеся жилые здания и офисы предусматривают наличие подземных автопаркингов, рассчитанных на количество жителей и посетителей.
- За стоянку в этих паркингах можно будет не платить?
- Нет, там услуги будут только платными.
- А куда уходят деньги, которые автомобилисты исправно платят “синим жилетам”? В акимате на этот вопрос так и не ответили.
- Часть собираемых денег идет на наши собственные нужды - зарплату, коммунальные расходы и т.д. Большая часть средств уходит в городской бюджет.
- Далеко не всем автовладельцам ваши сотрудники выдают квитанции. Многие в Алматы уверены: эти деньги, идущие “мимо кассы”, оседают в карманах высокопоставленных городских чиновников.
- Человеческий фактор нельзя исключать. Да, такие факты есть. Но это не значит, что мы сплошь коррупционеры и пользуемся стоянками, как кормушкой. Хочу обратиться через вашу газету к автовладельцам: если вы оплачиваете услуги по парковке, то требуйте с наших работников талоны. Они являются доказательством того, что у автовладельца с нашей организацией начались договорные отношения и мы несем ответственность за его машину. Также талон является отчетным документом, по которому мы принимаем деньги от наших работников и перечисляем их в городской бюджет. Поэтому, если хочешь - плати, но требуй талон. Не хочешь - не плати...
От редакции Мы советуем автовладельцам возить экземпляр газеты с этой публикацией с собой и показывать ее парням в синих жилетах - в ответ на требование заплатить. Правда, если во время вашего отсутствия автомобиль пострадает или будет угнан, не обессудьте - редакция ответственности за это не несет.
Алексей КОНОВАЛОВ, фото Владимира Третьякова, Алматы

