Амирбек ТОГУСОВ, руководитель Алматинского городского филиала ОСДП: Один - не воин!
Путешествие из власти в оппозицию давно стало привычным делом для многих казахстанских политиков. Среди них есть как хорошо раскрученные фигуры, так и те, чьи имена малоизвестны широкой публике. Знакомьтесь: бывший заместитель министра обороны, а ныне -
руководитель Алматинского городского филиала Общенациональной социал-демократической партии, генерал-майор в отставке Амирбек ТОГУСОВ (на снимке).
- Когда началась ваша политическая карьера - до отставки или после?
- Существует такая мифологема: армия вне политики. Должен сказать, что это блеф, потому что армия является одним из элементов и инструментов политической системы страны. В армии мне постоянно приходилось работать с людьми, а это и есть политика. К тому же еще в 1999 году указом президента было официально закреплено, что министры и их заместители по своей должности являются политическими служащими. Правда, в условиях армии, деятельность которой жестко регламентирована уставами, приказами и инструкциями, говорить о каком-то инакомыслии невозможно. Там я был ограничен в личностной оценке тех событий, которые происходили в стране. Но по окончании службы в 2000 году у меня появилась возможность свободно выражать свое мнение. А активная политическая деятельность началась в год последних президентских выборов, когда кандидат в президенты от оппозиции
Жармахан ТУЯКБАЙ предложил мне стать его доверенным лицом. В последующем я участвовал в создании республиканского общественного объединения “За справедливый Казахстан!”. А потом его лидер Жармахан Айтбаевич пришел к выводу, что у политической партии больше возможности участвовать в политике. Так появилась ОСДП, в создании которой принимал участие и я. Меня избрали членом политсовета, а потом - президиума партии. Позже я стал председателем Алматинского городского филиала ОСДП.
- В чем конкретно заключается ваша политическая деятельность?
- Во-первых, как член президиума партии я участвую в решении тех стратегических задач, которые ставит перед собой ОСДП. Это разработка проектов новых законов, а также проектов законов о внесении изменений и дополнений в ряд существующих законодательных актов, анализ решений правительства и парламента. Кроме того, формирование и совершенствование региональных партийных организаций партии. Много приходится работать и по линии городского филиала. Здесь проблема в том, что сейчас в Алматы обостряется социально-экономическая ситуация. Основные проблемы - дольщики, жители идущих под снос домов и присоединенных к городу территорий. В частности, мы работаем с жителями района улиц Аль-Фараби - Розыбакиева, которые сейчас держат голодовку. Кстати, недавно
замакима Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ обвинил некие политические силы в нагнетании обстановки вокруг голодовщиков. А я ответственно заявляю: ОСДП и другие партии, наоборот, пытаются смягчить конфликтную ситуацию между акиматом, “Алматыжер” и застройщиком, с одной стороны, и жителями - с другой. Мы стараемся помочь власти наладить диалог с людьми, в отношении которых “Алматыжер” и застройщик часто поступают незаконно и некорректно. Кроме того, работаем над проблемами галопирующего роста тарифов на коммунальные услуги и перерасчета пенсий. Ну и одним из важнейших направлений является партийное строительство. Старые методы партийного строительства сейчас неприемлемы, поэтому мы обратились к
теории французского политолога Мориса
ДЮВЕРЖ
Е, который предлагает привязку партийного строительства к избирательному участку. В Алматы 467 избирательных участков, и мы строим партию, исходя из этого. Наши парторганизации созданы уже на 83 процентах избирательных участков.
Из опыта прошлого хорошо известно: власти как черт ладана боятся, чтобы членами участковых избирательных комиссий не стали представители оппозиционных партий. На прошлых выборах мы даже судились с акиматом и маслихатом Алматы: было много фактов фальсификации результатов голосования. Мы считаем, что закон о выборах, особенно порядок выдвижения и избрания членов участковых комиссий, далеко не демократичный, потому что их избирает маслихат. А маслихат - это “Нур Отан”.
- ОСДП стала инициатором созыва народного парламента “Халы² кенесi”. Кто туда входит? По какому принципу подбирались его участники?
- В народный парламент входят 7 политических партий, 24 неправительственные организации и 15 независимых политических и общественных деятелей. К примеру,
Сергей УТКИН, Сейдахмет Куттыкадам, Балташ Турсумбаев, Евгений Жовтис, Булат АБИШЕВ. В состав вошли и некоторые профсоюзные организации, воины-“афганцы”, “чернобыльцы”. Главный принцип “Халы² кенесi” - добрая воля его участников, любой желающий может вступить в него, подав заявление. Оно будет ставиться на голосование, и принимать решение будут все члены парламента.
- Очевидно, что всеобщих выборов в этот парламент не было. Не считаете ли вы, что это недемократично?
- И да, и нет. Туда вошли лидеры политических партий, которые были избраны на своих партсъездах. НПО, конечно, не избираются, но их создают неравнодушные люди, взявшиеся решать различные проблемы нашего общества. Что касается независимых политиков… Тот же Амалбек Тшан трижды был депутатом. Трижды ему народ давал мандат доверия. Но проблема все же есть. Однако сейчас идет процесс формирования народного парламента. Позже его новые члены будут избираться.
- В интервью нашей газете заместитель председателя партии “Азат” Маржан АСПАНДИЯРОВА сказала, что эффективности работы народного парламента может препятствовать его слишком разношерстный политический состав. Противоборство амбиций уже не раз приводило к расколу в стане оппозиции. Не боитесь наступить на те же грабли?
- Для политических организаций “разношерстность” - не недостаток, а достоинство. Демократизм народного парламента как раз в том, что туда вошла не только радикальная оппозиция, но и те, кто во многом соглашается с политикой государства и партии “Нур Отан”. Не думаю, что чьи-то амбиции возобладают. Ведь ситуация изменилась. Казахстан вошел в стадию кризиса - политического, социального, экономического. Только власть не хочет этого видеть. Если не принять срочных мер - последствия будут тяжелыми.
- Хорошо, допустим, вы разработали концепцию решения какой-то проблемы, изложили ее на бумаге. Что дальше? Куда пойдет этот документ? Как он будет работать?
- Пока мы это не обсуждали. Но как только народный парламент примет какие-то решения, мы тут же зададимся тем же вопросом. Я считаю, что вносить предложения в казахстанский парламент нет смысла: там сидят люди без царя в башке, то есть зависимые, которые не могут откровенно высказать свои мысли. Правительство тоже несамостоятельно решения принимает. Поэтому правильнее всего, если народный парламент будет представлять свои концепции на рассмотрение президенту.
- И вы верите в это?
- Президент может отдать документ правительству и сказать: обсудить и принять к исполнению. По крайней мере, мне хотелось бы, чтобы так было.
- С чего вы вообще взяли, что “Халы² кенесi” будет эффективнее, чем ОСДП?
- Я отвечу словами Маяковского:
Плохо человеку, когда он один.
Горе одному - один не воин,
Каждый дюжий ему господин
И даже слабые, если двое.
Поднять такие вопросы, как политическая, экономическая и социальная реформы, проблемы экологии, села, молодежи, здравоохранения, образования, одной партии будет очень сложно.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

