Анау-мынау о Текущем Моменте
Данияр АШИМБАЕВ, автор энциклопедии “Кто есть кто в Казахстане”
Пора б министрам обновиться
Поскольку страна живет в XXI веке, то на повестку дня помимо традиционных заклинаний о необходимости диверсификации экономики и достижении очередного этапа избавления от сырьевой направленности экономики выходит массовое внедрение современных информационных технологий. Существуют специальные программы развития “электронного правительства”, развития грамотности населения и чиновников, компьютеризации образования и т.д. и т.п. Об их реализации периодически отчитываются, увеличивают бюджеты. И в это можно бы даже поверить, если периодически не проводить мониторинг сайтов правительства, министерств и акиматов.
Казалось бы, там должны быть исчерпывающие сведения о структуре ведомства, его руководящем составе, номера телефонов, законодательная и нормативная база, перечень ведомственных функций, тексты профильных государственных программ, отчеты, пресс-релизы, данные о тендерах, конкурсах на вакантные должности, комментарии на критику в СМИ и прочая полезная и, главное, исчерпывающая информация. Причем на двух-трех языках и с удобной системой поиска. И было бы желательно, чтобы сайты работали постоянно, а не время от времени, когда о них вспомнят. И чтобы на сайте правительства, к примеру, был полный и правильный перечень сайтов министерств. И чтобы, читая сайт летом 2008 года, на первой странице нельзя было обнаружить, что последнее обновление проводилось в начале года прошлого. Причем существует даже специальное постановление правительства об утверждении перечня “электронных информационных ресурсов о государственных органах, размещаемых на веб-сайтах государственных органов”. Более того, есть даже премьер-министр, который, кажется, сразу после назначения объявил, что будет постоянно изучать сайты министерств.
Интересно, а знает ли он о том, что на сайте самого правительства практически перестали публиковать принимаемые им же постановления, которые и без того публиковались крайне нерегулярно и очень выборочно? Что ни там, ни на сайтах министерств нет новых положений о ведомствах, законодательная база давно не обновлялась? Что некоторые ведомства и акиматы забыли о наличии у них странички в Интернете сразу же после ее создания? И вообще, почему людям надо платить за ознакомление с законами, постановлениями и указами “специальным конторам”, а не получать их бесплатно?
Недавно была опубликована информация о внедрении “единой системы электронного документооборота”. Так вот, в тех органах, которые перешли на эту систему, резко выросли расходы на бумагу, картриджи, а “численность персонала государственных органов, занятых на упаковке и пересылке корреспонденции, увеличилась на 34%”. В бюджете нынешнего года, между прочим, на создание “электронного правительства” выделено почти 4 млрд. тенге.
...Вспоминается старый анекдот.
Учительница ставит на стол компьютер. Спрашивает учеников:
- Дети, сколько на столе компьютеров?
- Оди-ин.
С трудом учительница вносит в класс второй компьютер.
- Дети, сколько на столе компьютеров?
- Два-а.
Пыхтя, учительница втаскивает еще один.
- Дети, ну а теперь сколько на столе компьютеров?
- Три-и.
Вытирая пот со лба, учительница шепчет:
- А все ж с яблоками было как-то легче…
Ирина ПЕТРУШОВА, председатель редколлегии газеты “Республика”
Твердый кол
Правду говорят: заставь дурака богу молиться, он себе лоб расшибет. Нынешние проблемы с Единым национальным тестированием еще раз подтвердили мудрость этого популярного в народе высказывания. Сама-то идея ЕНТ здравая - проверка знаний выпускников по стандартным тестам должна не только снизить до минимума влияние субъективного фактора, но и оценить уровень образования как в территориальном, так и в предметном разрезе. Плюс избавить абитуриентов от необходимости сдавать вступительный экзамен в вузы, что тоже немаловажно.
Однако в условиях Казахстана ЕНТ превратилось в нечто, полностью противоположное задуманному. Кстати, не в первый и, боюсь, не в последний раз. Помните, как правительство пыталось запретить праворульные машины? Тогда идея тоже была здравая, но вот ее реализация… Похоже, попытки высадить на казахстанскую почву западный опыт обречены на неудачу.
Пробежимся по цепочке
проблем. Начнем с того, что ЕНТ предполагает качественные тесты. Однако сколько лет уже прошло, а по-прежнему встречаются не просто некорректные вопросы, но даже вопросы с двумя и более правильными ответами. Казалось бы, что мешает составителям тестов? Похоже, то же самое, что делает отечественные учебники не слишком пригодными для обучения. Я как-то показала некоторые экземпляры российским коллегам, так их реакция была весьма “говорящей”: “Что, у вас по ним дети учатся?!”.
Вторая проблема - воровство и продажа правильных ответов на тесты, широко распространенные с первых дней введения ЕНТ. В этом году государству решило с этим покончить и наконец получить объективную оценку знаний выпускников. Казалось бы, лучше поздно, чем никогда. Однако меры были предприняты настолько экстраординарные, что в итоге тестирование напоминало спецоперацию - с блокировкой зданий, где проходило ЕНТ, отбиранием сотовых телефонов и личным обыском. Замечу, не досмотром, а именно обыском. Те, кто постоянно летает в самолетах, знают, как проводится досмотр, к примеру, в аэропортах: женщин обыскивают только женщины, причем в перчатках и дотрагиваются до обыскиваемого исключительно кончиками пальцев. Но в ходе ЕНТ этим занимались дюжие мужики, обшаривая с головы до пяток всех подряд и чуть ли не заглядывая в трусики девушек. Представляете, каково семнадцатилетней выпускнице после такого “досмотра”?
И, наконец,
третья проблема - сама организация тестирования. Мало того что в этом году ввели пятый предмет, не увеличив лимит времени, так еще и при проверке сданных тестов были допущены ошибки, потому что перепутали номера тестовых заданий. В результате несколько тысяч человек получили заниженные баллы, а пересчет и проверка проводились вручную.
Понятно, что проблемы в тестировании бывают везде, где оно применяется. В этом году в некоторых учебных заведениях Великобритании школьникам роздали листки с заданиями, на обратной стороне которых были случайно напечатаны ответы. Это был скандал на всю страну! Тестирование проводили снова...
Лично мне кажется, что нынешнее ЕНТ стало скорее проверкой знаний не выпускников школ, а способности государства абсорбировать и воспринимать мировой опыт. Оценка этой способности? Твердый кол. Ну и, кроме того, система ЕНТ не дает стимула получать качественное образование хотя бы потому, что она стала барьером между школой и вузом. И это, на мой взгляд, самое главное.
От редакции Мнение министра образования и науки по поводу ЕНТ читайте материал Оксаны АКУЛОВОЙ .
Айдос САРИМОВ, руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбаева
Ударим религией по бездорожью и коррупции?
Нет ничего более трогательного, но вместе с тем пугающего, чем забота государства о духовно-нравственном воспитании каптрудящихся. Как правило, все подобные попытки ни к чему хорошему не приводят. В лучшем случае они вызывают смех, в худшем - оборачиваются позором.
На днях парламент в первом чтении одобрил законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам свободы вероисповедания”. Что же хотят госорганы от баптистов и всякого рода кришнаитов? В чем смысл истерии, развернутой в государственных СМИ? Пропаганда была такой, что казалось: стоит “запретить”, “изгнать” секты, так сразу наступит вечная благодать, а граждане станут толстыми, богатыми и счастливыми. Напрасно. Когда госмашина начинает сегодня поедать одних, то завтра она может наброситься на других. Причем не важно, на кого и за что: независимые журналисты (врут), велосипедисты (мешают джипам), химики (химичат) и т.д. Так уже было.
Да, существуют проблемы, в том числе связанные с регистрационными, фискальными и иными процедурами. Но их можно было разрешить без шумихи. К примеру, давно пора “установить в местах богослужения кассовые аппараты” и осуществлять все пожертвования безналичным способом. Но этому почему-то больше всего противятся именно “традиционные” конфессии. А так создается впечатление, что те же “традиционные” руками государства попросту хотят устранить своих конкурентов, значительная часть которых, в общем-то, занимается богоугодным делом: ухаживает за больными, кормит нищих и т.д.
Но совершенно непонятно то, что государство хочет все зарегулировать и подмять под себя и духовную сферу, фактически не оставляя людям выбора. А как же Конституция, которая провозглашает Казахстан светским государством? А как же норма о свободе совести, которая позволяет верить во все, включая целебную силу воды, банковский счет, акции “Хабара”, виски “Джек Дэниелс” или сигары по три доллара за штуку? Почему государство должно регулировать то, во что должен верить человек? А когда инициатор законопроекта депутат К. Бурханов с высоких трибун заявляет, что “Бог, он владелец душ наших. А деньги, извините - это учет вести”, становится немного тревожно.
Смешно, когда духовностью заморачиваются военные. С умилением прочел текст вице-министра внутренних дел, который аполитично ссылается на поэта XII века Ас-Самарканди. Говоря о методах использования духовного “оружия”, он приводит пример некого жителя Астаны Х.Б., который “в течение последних лет постоянно навещает медицинский вытрезвитель и проводит там беседы с целью профилактики алкоголизма”. Представьте себе человека в вытрезвителе, который жаждет не душеспасительных бесед, а холодного пива! А тут к нему агашка с постными проповедями. И главное - не убежишь ведь! К тому же разве парламент месяц назад не принял Закон “О ратификации Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания”?
К чему, спрашивается, весь этот спектакль? Чтобы пошуметь, а потом демонстративно спустить проект в унитаз? Или чтобы спустить туда несколько тысяч верующих не в тех богов?

