6910

Приграничный симбиоз

Предприниматель Мария ИВАНЕНКО (на снимке) из села Круглое района Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области, систематизировав печальный опыт общения с местными пограничниками и таможенниками, совершила открытие. По ее мнению, сотрудники этих госструктур сплелись в тесном союзе с предпринимателями, владеющими в области складами временного хранения. Беда Марии Иваненко состоит в том, что ее частный дом с подворьем в селе Круглое находится в двухстах метрах от границы Казахстана с Россией.

Свой товар Мария хранит дома. А когда полки в торговых точках начинают пустеть, с помощью многочисленной родни развозит ширпотреб по территории района. В сентябре прошлого года во время очередного такого развоза их семья, по словам брата Марии, Павла Иваненко, подверглась натуральному налету со стороны местных пограничников:
- Мы с двумя зятьями на “Мазде” и “уазике” ехали от дома сестры в райцентр с товаром, когда в 6 километрах от границы по нам открыли стрельбу из автоматов наши доблестные пограничники. Только по счастливой случайности никто тогда не пострадал - пули пробили колеса УАЗа, задний борт и застряли в тюках. Все машины были задержаны и вместе с грузом, несмотря на наличие необходимых документов, доставлены в Петропавловск за 150 километров на склады временного хранения “Рубеж”.
Контрабанда в машинах семьи Иваненко не обнаружилась. После месяца проверок финансовые полицейские отказали в возбуждении уголовного дела, но забрать автомобили и товар просто так у Марии не вышло. Хозяева складов насчитали ей… 800 тысяч тенге за хранение. Словно на базаре, предпринимательнице удалось сбить цену на 400 тысяч. Все обращения в суды с иском о возврате денег тогда успеха не принесли. Как и попытки привлечь к ответственности стрелков в зеленых фуражках:
- Сначала в возбуждении уголовного дела в отношении стрелявшего по машинам старшего лейтенанта пограничной службы Рината МАГЗАНОВА нам отказали. Потом военный прокурор отменил это постановление, но вопрос о привлечении его к уголовной ответственности так и повис в воздухе. Недавно военный следователь Рамиль ГУБАЙДУЛЛИН очень оригинально ответил на мой вопрос, как продвигается расследование. “Ну что вам, в конце концов, надо, - сказал он, - давно уже вашего обидчика в другую часть перевели, чего вы еще добиваетесь?”.

29 ноября прошлого года УАЗ, груженный товаром Марии, задержали таможенники. И опять это случилось, когда он двигался не в сторону границы, а от нее, в глубь района, так что у людей знающих, по словам Марии, и мысли о контрабанде в этом случае возникнуть не могло:
- Если кто и живет контрабандой “китайтовара”, то занимается его доставкой в России, а не наоборот. Причем россияне за ним сами приезжают. Договариваются с теми же таможенниками и пограничниками и спокойно вывозят, когда им надо. А у нас и на этот раз все бумаги были в порядке, но таможенники потребовали поместить груз и машину на склады в Петропавловск. Ну я уже знаю, чем это кончается. Поэтому машину мы загнали до полного разбирательства в Булаевский РОВД. Однако ночью таможенники ее вскрыли, завели двигатель и отогнали на склады временного хранения ТОО “Есиль жар”.

9 апреля 2008 года уголовное де-ло в отношении Марии Иваненко по обвинению ее в контрабанде было прекращено финансовой полицией “за отсутствием состава преступления”. При этом в постановлении о прекращении уголовного дела было указано о необходимости возврата автомобиля и 6 тюков с товаром. Однако руководство ТОО “Есиль жар” потребовало от Марии сначала… уплатить 400 тысяч тенге за хранение. С тех пор предпринимательница опять безуспешно ходит по судам:
- В первый раз я заплатила деньги, потому что без автомобилей моему бизнесу сразу смерть придет. А сейчас намерена бороться до конца - вот только суды оставляют мои иски без рассмотрения.

P. S. С просьбой прокомментировать эту странную ситуацию я обратился к начальнику пресс-службы департамента таможенного контроля Северо-Казахстанской области Николаю ГАРМАШУ. Посоветовавшись с начальством, он ответил мне следующее:
- А кто, по-вашему, должен платить за хранение ее машины и товара - мы, что ли? Я не знаю, почему финансовые полицейские прекратили это дело, но склады принадлежат частной структуре, и за ее услуги человек, чье имущество там хранилось, должен расплачиваться сам.
Подобные истории здесь случаются сплошь и рядом. Но все мои дальнейшие попытки выяснить, почему предприниматель, в отношении которого уголовное дело прекращено по реабилитирующим обстоятельствам, должен платить коммерсантам за то, что таможенники против его воли отвезли товар на склады, успеха не возымели. Система навязчивого сервиса продолжает функционировать полным ходом.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск,
тел. 8-7772588479, e-mail:mukomol@mail.kz

Поделиться
Класснуть

Свежее