14331

Жансеит ТУЙМЕБАЕВ, министр образования и науки РК: Я готов извиниться!

Жансеит ТУЙМЕБАЕВ, министр образования и науки РК: Я готов извиниться!За последние полгода вокруг Министерства образования и науки постоянно возникали скандалы. А нынешнего министра Жансеита Туймебаева не ругал разве что ленивый. После шумихи вокруг ЕНТ накопились вопросы, на которые министр образования и науки ответил в интервью нашей газете.

- Жансеит Кансеитович, начнем со скандала с ЕНТ. Сначала вы заявляете, что с 2009 года Единое национальное тестирование отменят, на следующий день выясняется, что это не так. Что это было?
- Я не объявлял, что с 2009 года отменят ЕНТ. 1 июня я был в КазНУ, там была пресса, стояли родители. Прозвучало предложение отделить выпускной экзамен от вступительного, как это практикуется во многих странах. Я сказал, что мы подумаем, обсудим это предложение, а потом объявим о своем решении. Я сам не понял, откуда взялась информация об отмене ЕНТ, узнал об этом на следующий день из газет. Я за свои слова отвечаю и повторяю, что этого не объявлял.

- За что же тогда получила выговор от премьера Карима МАСИМОВА вице-министр образования Куляш ШАМШИДИНОВА?
- Она получила выговор не за это. Мы все были у Масимова, и речь шла о погрешностях при подсчете результатов ЕНТ. Всего во время тестирования было 1200 вариантов. Ошибки произошли при подсчете всего лишь двух - это 210 книжек-вопросников, значит, столько же абитуриентов по всей стране, из них всего 47 в Алматы. Вечером им неправильно подсчитали баллы, ночью мы исправили ошибки и объявили новые результаты.

- Так откуда же появилось столько недовольных?
- Кто-то хорошенько преподнес, и все зашумели, как будто поменялось много вариантов.

- А скандал в Центрально-Азиатском университете в Алматы тоже кто-то хорошо преподнес?
- Это другая ситуация. Ответы абитуриентов пропускают через сканер, там рассчитан каждый миллиметр. При подсчете произошел сбой в двух аудиториях, это порядка 150 абитуриентов. Но мы сразу же исправили ошибку. А все остальные выпускники решили, что и с их ответами могло произойти то же самое, и началось. Когда-то сами родители выступили за то, чтобы ответы по ЕНТ появлялись на следующий день. В большинстве стран это не практикуется, там подсчет результатов идет неделю и даже месяц. А у нас за один день. Так что ошибки неизбежны.

- Ну так возьмите и отмените эту практику, вы же министр!..
- А вы опять зашумите. Когда происходят какие-то ошибки при подсчете ЕНТ, проблема раздувается, поднимается шумиха по всей стране, тут же подключаются журналисты. В ЕНТ участвовало более 116 тысяч человек, а ошибки произошли при подсчете всего 360 ответов, это меньше одного процента от общего числа.
Это могли быть и организованные провокации, ведь речь идет и о рейтинге школ. Еще предстоит узнать, кто стоял за этими скандалами. Мы будем разбираться в ситуации, даже есть предложение ввести тестирование учителей. В прошлом году был такой эксперимент: многие предметники не смогли ответить на 15 вопросов из 30.

- Вы упорно настаиваете на том, что в прошлом году не было зафиксировано попыток продать коды правильных ответов, а сотрудники КНБ говорят противоположное.
- Я этого и не утверждаю. Да, в прошлом году были такие факты. Но зато мы добились того, что в этом году их не было. Мы полностью поменяли программирование, шифровку. На каждой книжке-вопроснике стоит секретный код из четырех цифр, в этом году на них изначально было проставлено всего три цифры, четвертую мы рассекретили только за 30 минут до окончания тестирования. Но, зная только все цифры, можно было вычислить коды правильных ответов. Благодаря этому информация и не просочилась. Мошенники и в этом году продавали коды, но это были не ответы, а липовые шпаргалки. И это официально подтвердил председатель КНБ на заседании у премьер-министра Карима Масимова.

Жансеит ТУЙМЕБАЕВ, министр образования и науки РК: Я готов извиниться!- Возьмем прошлый год. У мошенников на руках коды правильных ответов… Выходит, в их распространении замешаны чиновники Министерства образования и науки. Как к ним попадает эта информация?
- Чуть что - сразу министерство. Никто из чиновников к этому не причастен. Вся информация находится в Центре тестирования - это отдельная структура. Доступ туда имеют единицы, все действия проводятся под контролем офицеров КНБ. В утечке информации виноваты программисты, которые раньше работали в Центре тестирования, а потом уволились. Им известна эта система, и они, зная коды, проставленные на книжках-вопросниках, могли просчитать ответы и зарабатывать на этом деньги. В прошлом году, когда проводилось ЕНТ, я был министром всего четыре-пять месяцев, мне понадобилось время, чтобы разобраться в этой системе. В этом году таких проблем уже не было. 

 - Пятьдесят тысяч апелляций, череда скандалов... Как вы после этого можете давать положительную оценку прошедшему в этом году ЕНТ?
 - Это неверная цифра. По Казахстану было около 12 тысяч апелляций, при том что некоторые абитуриенты обращались в комиссию по нескольку раз. Было удовлетворено 1090 апелляций. Никаких аномалий по показателям не было. Так было всегда. Поэтому и можно говорить, что тестирование прошло нормально.

- Но если все так замечательно, почему же возникло столько скандалов вокруг ЕНТ именно в этом году?
- Скандалы были только в Алматы, а в остальных регионах Казахстана все было спокойно. У нас 14 областей, Астана и Алматы, если все недовольны ЕНТ, то шум должен был подняться хотя бы в половине регионов. В южной столице было восемь пунктов сдачи ЕНТ, а скандал разгорелся на одном. Это была шумиха, возникшая на ровном месте. У нас осталась прежняя психология: что бы ни произошло - виноваты наверху, а каждый должен начинать с самого себя.

- Вы не хотите извиниться перед выпускниками и родителями, которые стали жертвами технических ошибок при подсчете ЕНТ?
- Если есть наши минусы и погрешности, я всегда готов извиниться.

- Запутанная ситуация и с переходом на 12-летнее образование. Никто толком не знает, чего ждать дальше. Так будет в Казахстане двенадцатилетка или нет? И когда это случится?
- Двенадцатилетка будет, но с 2010 года. Это требование международного стандарта. Мы отложили введение этой системы из-за неразвитой материально-технической базы. Нет специалистов, учебников, не хватает школ.

- Откуда они появятся всего за два года?
- Вы же знаете, что двенадцатилетку хотели ввести с этого года. Министерство настояло на том, что это решение нужно отложить. И мы постараемся за такой короткий промежуток времени решить все существующие проблемы. Учителя с неба не свалятся, это понятно. Мы работаем с зарубежными структурами, приглашаем в Казахстан специалистов. Не обещаю, что сразу же все пойдет гладко, но реформа будет.

- Вы рассчитывали, сколько понадобится школ, учителей?
- Конечно, есть Центр двенадцатилетнего образования. Специалисты делали все эти расчеты. Самое сложное, что дети пойдут в школу с шести лет, для них нужно будет создавать специальные условия. Первый год будет непростым, но дальше отступать некуда. Год введения двенадцатилетки мы больше откладывать не будем.

- Но очень многие специалисты говорят, что в нынешних условиях реализовать эту реформу практически невозможно.
- Критиков, пессимистов и советчиков у нас очень много. Решить все за год невозможно.

- Сколько времени понадобится на то, чтобы повысить качество образования?
- Вы бы за сколько это сделали?

- Я не министр образования.
- А вы думаете, я министром родился? Я такой же гражданин, как и все остальные. Реформы проводятся десятилетиями. Например, со следующего года зарплата учителей повысится на 25 процентов , в общем, в течение трех лет зарплата возрастет в два раза. Я не могу сделать все и сразу, я же не сижу на золотом сундуке.

- Насколько я знаю, в министерстве есть специалисты, которые должны следить за качеством учебников. Но как же тогда на рынок просачиваются низкопробные “Истории” и “Литературы”?
- В прошлом году я снял большое количество учебников, наказал авторов - они больше не будут писать учебники. Это касается и академиков, и профессоров. Качество учебников - издержки нашего времени. В советские времена все учебники писали в Москве, за очень короткий период независимости невозможно вырастить большое количество профессионалов, которые будут писать качественные учебники по всем предметам. Я лично читаю учебники и часто нахожу ошибки и после этого не пропускаю их в печать.

- Сколько вузов нужно Казах­стану?
- Думаю, ста вузов достаточно. В прошлом году в Казахстане было 176 вузов и 76 филиалов, это очень много. Мы провели аттестацию и закрыли 36 вузов и 58 филиалов. Мы продолжаем эту работу, возможно, и в этом году будут закрыты некоторые вузы и филиалы.

- Сейчас абитуриенты туда поступят, а к концу года выяснится, что они закрываются.
- Это большой вопрос, но заранее мы не можем объявить, какие именно вузы будут закрыты, это станет ясно только после окончания проверки. Наши абитуриенты сами идут в некачественные вузы, и кого за это винить - тоже Министерство образования? Смотрите рейтинг вузов, проверяйте, где работают их выпускники - это лучший показатель. Есть независимые аттестации выпускников вузов, можно ориентироваться и на них.

- Вы считаете, что в нашей стране может быть что-то независимое, не все решают деньги?
- Это не так, деньги уже не решают всего. Нынешнее ЕНТ это доказало.

- А взятки в системе образования были, есть и, наверное, будут. Их сравнивают с пирамидой, где поток денег идет снизу вверх. В вашей системе кто на вершине этой пирамиды?
- Ну уж точно не министр. Я 13 лет преподавал в КазГУ, знаю эту систему изнутри и понимаю, как с этим бороться.

- Взяток не брали?
- Естественно. Все зависит от студента и преподавателя. Революцию в стране можно провести за один день, а в умах? Люди должны понять, что стране нужны квалифицированные специалисты, а не те, кто учился за взятки.

- Жансеит Кансеитович, есть мнение, что в нашей системе образования происходит постепенная шымкентизация: руководящие должности все чаще занимают ваши земляки. Как вы это объясните?
- В Министерстве образования и науки работает 15,6 процента выходцев из Шымкента и области. Мы не собирались это подсчитывать - журналисты заставили. Многие шымкентцы работали в министерстве до того, как я стал министром. Что, я должен был их уволить?.. Почему постоянно ругают мое министерство? Так у нас же в образовании, как и в футболе, разбираются все. Я готов пригласить всех критиков, которые указывают, как нам действовать, на работу в министерство.

Оксана АКУЛОВА, тел. 259-71-99,
e-mail:akulova@time.kz
Фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ

Поделиться
Класснуть