Маржан Аспандиярова, заместитель председателя партии “Азат”: Цель власти - не испортить себе праздни
Как известно, в конце прошлой недели добились победы сразу две группы алматинцев: жители квадрата улиц Аль-Фараби - Розыбакиева - Кожабекова - Гагарина, которые почти месяц держали голодовку, и жители окраинного микрорайона “Карасу”. Дома этих людей сносить не будут. Если еще вспомнить намерение
акима Алматы Ахметжана ЕСИМОВА легализовать жителям микрорайонов “Шанырак”, “Бакай” и “Красный трудовик” земельные участки, то вырисовывается некая тенденция.
Заместитель председателя партии “Азат” Маржан Аспандиярова считает: это признак созревания в нашей стране гражданского общества.
- У меня есть определенный опыт в защите прав граждан по жилищным и земельным проблемам, - говорит она.
- Много раз приходилось наблюдать, что люди, оказавшиеся перед лицом серьезных проблем, на начальном этапе запуганы, не владеют информацией, абсолютно беспомощны. И очень отрадно видеть, как они растут буквально на глазах.
Начинают изучать законодательство, анализировать аналогичные ситуации, искать контакты с правозащитными организациями, юристами. Таким образом, они получают бесценный опыт защиты собственных прав. К тому же люди начинают организовываться, создавать инициативные группы, чтобы отстоять свои интересы.
Они понимают, что не смогут защитить себя в одиночку. И эта способность людей самоорганизовываться, четко формулировать свои требования и грамотно предъявлять свои претензии в правоохранительные и государственные органы - показатель того, что в нашей стране начинает формироваться гражданское общество.
- А может, это власть стала более договороспособной?
- К сожалению, я не так оптимистично настроена в оценке позиции власти. Думаю, некоторые подвижки с ее стороны свидетельствуют о том, что власть очень напряжена и начинает понимать: нужно что-то делать. А последние случаи, когда, пусть частично, но требования граждан были удовлетворены, связаны с тем, что в преддверии юбилея столицы никто не хочет обострения конфликтов. Есть негласная команда гасить все конфликты, не выносить сор из избы и временно заставить людей замолчать. Нам уже приходилось наблюдать подобное перед крупными общественно-политическими событиями - выборами в городские маслихаты, мажилис, президентскими выборами. Стоит только возникнуть очагу недовольства накануне таких событий - как сразу чиновники спешат успокоить людей. Выявляются общественные лидеры, с ними ведутся переговоры, чиновники изучают их требования и стараются таким образом расколоть возникшие инициативные группы. Конечная цель властей - не испортить себе праздник. Хотя в том состоянии, в котором сейчас находятся люди, эти уступки - не есть решение вопроса. Это всего лишь временная передышка. А между тем клубок проблем затягивается все туже, и это очень опасно. Все знают, какое сейчас идет ухудшение социально-экономической ситуации. Это и подорожание продуктов питания, и рост тарифов и стоимости проезда в общественном транспорте. Я боюсь даже предположить, что будет осенью. Ведь может случиться так, что вспышка недовольства отчаявшихся людей приведет к какому-то серьезному конфликту. Причем без участия политических партий. И тогда уже никто не cможет ничего сделать. А аргументом власти опять могут стать дубинки или другие средства подавления - с последствиями в виде арестов и тюрем. Ведь был уже Шанырак. Так что у Астаны сейчас последний шанс сохранить хваленую стабильность. Ну почему такая богатая страна, которая на огромные средства проводит международные форумы, платит зарубежным актерам бешеные гонорары и хранит миллиарды за рубежом, не может обеспечить своих граждан самым элементарным - жильем?!
- Почему в нынешних акциях протеста по-прежнему звучат только экономические требования и практически не услышать политических? Хотя ясно: будь у нас состязательный парламент - проблемы незаконного сноса или дольщиков попросту могли бы не возникнуть.
- Я считаю, что искусственно политизировать тот или иной вопрос - это неправильно. Одна из ступеней формирования настоящего гражданского общества - это когда человек пропускает всё через себя, на собственном примере чувствует, как с ним обращается государство в лице акима, судьи или судисполнителя. И тогда он сам приходит к пониманию того, что это вопрос, по сути, политический.
- Почему оппозиция в этих конфликтах жителей с властями заняла странную выжидательную позицию?
- Мы не всегда владеем оперативной информацией. Но если к нам обращаются граждане, то мы практически по первому сигналу встречаемся с ними и стараемся помочь. Это не делается на публику. Бывает, обращаются к нам: такая-то семья бедствует. Мы не оказываем гуманитарную помощь, но иногда достаточно позвонить помощнику акима того или иного района, чтобы чиновники обратили внимание на проблему. Ведь люди годами обивают пороги, но их просто не принимают. Ну и помощь прессы в таких вопросах не стоит умалять. Ведь сейчас многие люди обращаются в политическую партию или газету как в последнюю инстанцию. По существу, происходит подмена правоохранительных или государственных органов партиями или СМИ. А это абсолютно неприемлемо. Однако у нас в стране сложилась именно такая ситуация. Мы, помогая кому-либо, никогда не ставим условие, чтобы человек вступил в нашу партию. Некоторые делают это добровольно. Большинство уходит, просто поблагодарив, а иные и это забывают сделать. Но завтра этот человек задумается, прежде чем механически голосовать за “Нур Отан”.
- Власть и провластная партия давно уже не выдвигают из своей среды заметных фигур. Но почему-то то же самое происходит и в стане оппозиции. За последние два года из сравнительно новых имен можно вспомнить только Айнура КУРМАНОВА, Дениса АЛИМБЕКОВА и Сергея УТКИНА. Отчего это происходит?
- Думаю, что новые лидеры все-таки появляются. Есть много замечательных людей в регионах. Просто они не на виду. Есть несколько раскрученных фамилий, а другие остаются в тени.
- Вы одна из немногих женщин, которые подвергались административному аресту за свою общественную деятельность. Сколько раз вы сидели?
- Три раза - по 5, 10 и 15 суток. И это только арест. А были еще другие административные наказания: предупреждения, штрафы. Честно признаюсь: первый раз было страшно. А сейчас пришла спокойная уверенность: не надо бояться этой власти. Если она поступает с нами таким образом - значит, она сама боится нас. Ведь показательное заключение под стражу - это для того, чтобы другим неповадно было. Такая мера была бы эффективной, если человек, отсидев, вышел бы и сказал: все, я больше не “ходок”, я отказываюсь иметь дело с оппозицией. Но тот, кто выбрал для себя этот путь, с него уже не свернет. Результат должен быть - и мы его обязательно добьемся!
- Вашего супруга Рысбека САРСЕНБАЕВА последнее время практически не видно на каких-либо событиях.
- И мой супруг, и вообще все родственники Алтеке не оставили и не ослабили работу по установлению истины о том, что произошло 11 февраля 2006 года. Мой муж много работает и по линии Фонда имени Алтынбека Сарсенбаева: нужно систематизировать творческое наследие Алтеке. К тому же он - главный редактор газеты “Жас Алаш”. И эта работа поглощает практически все его время. Он сам отказался от должности в партии и принял решение сосредоточиться на газете. Но он не выпал из общественно-политической жизни: его часто приглашают на различные форумы и “круглые столы”.
- И последний вопрос: как вы лично оцениваете недавно созданный народный парламент “Халык кенесi”? Не станет ли он таким же потешным законодательным органом, как это было в Киргизии, где аксакалы собрались в ауле и приговорили бывшего и действующего президентов республики к страшному проклятию до седьмого колена?
- Я желаю успеха этому начинанию. Но у меня лично есть скепсис относительно перспектив “Халык кенесi” - уж слишком там пестрый, неоднородный состав. Партии, лидеры которых присутствуют в этом объединении, сами, по сути, еще не определились со своей позицией. Ведь на последних выборах все они возмущались, что их не пустили в парламент, а потом некоторые дали интервью “Хабару”, где сказали, что они результатами довольны. Люди, которые там собрались, имеют определенное место в политической системе. И их не может не заботить проблема собственной востребованности. Думаю, со стороны народного парламента будут различные инициативы. И не исключено, что какие-то из них могут быть приняты и поддержаны руководством страны. Официальная Астана сейчас заинтересована в том, чтобы такие площадки для обмена мнениями появлялись. Ведь из кризиса как-то выходить надо. Посмотрим, что из этого получится.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

