Азия - ветхая и вечная
Выставка “Версии” Центра современного искусства собрала работы шести эпатажных авторов, шокирующих общественность более пяти лет. На этот раз предметом их вдохновения стал целый континент - Азия.
Саид АТАБЕКОВ видит Азию исключительно через степь, в которой, словно на огромной сцене, появляются предметы и люди, символизирующие, по мнению автора, отсутствие прогресса: вот заглохший джип с ооновской аббревиатурой, его буксируют женщины.
- Мне было интересно показать несочетаемые вещи, - говорит
Саид.
Схожую с атабековской мысль можно уловить в фотографиях
Оксаны ШАТАЛОВОЙ. Она назвала свой проект “Азия - темпы роста”. Узкие вертикальные снимки с девчонками-школьницами в нижней части кадра, и наверху... колючая проволока.
Ербосын МЕЛЬДИБЕКОВ озаглавил свою серию многообещающе - “День рождения Чингисхана”.
- Докоммунистическую эпоху мы традиционно считали архаичной, - говорит
PR-координатор Центра современного искусства Дастан КОЖАХМЕТОВ.
- А сейчас идет возвращение в архаику, мифологию, сказку. Посмотрите на большинство современных памятников - сплошь батыры! И все они как один приходятся племянниками Чингисхану.
Вот на постаменте всесоюзный староста Михаил Калинин (на левом снимке). А вот на его месте возле вокзала Алматы II Абылай хан (на правом снимке). На коне, разумеется. Смена идеалов - тоже прогресс.
Мастер из Узбекистана Джамшет ХОЛИКОВ черпает вдохновение в... остановочных комплексах. Холиков пытается ответить на вопрос: где человеку приютиться, спрятаться от непогоды, житейских невзгод? И встает вопрос: а где это безопаснее? И дает три ответа. Первый - под тюбетейкой, второй - под крыльями огромного голубя, третий - на палубе “Авроры”. Той самой, что в 1917 году перевернула весь мир. Вернее, почти той самой. Сделанная из глины, открытая всем ветрам засушливой Азии, она утратила грозность и, того и гляди, развалится... Но знай себе стоит, как сама Азия - древняя, ветхая и вечная.
Алексей БАЙТЕЕВ, Алматы

