8253

Жармахан ТУЯКБАЙ: Коррупция опаснее, чем “происки” оппозиции

Жармахан ТУЯКБАЙ: Коррупция опаснее, чем “происки” оппозицииВ политизированных кругах общества не стихают дискуссии по поводу того, как республика исполняет свои обязательства, взятые в связи с предстоящим председательством в ОБСЕ. Официальная позиция властей известна: Казахстан успешно продвигается по пути реформ, направленных на либерализацию политической системы и демократизацию всех сфер жизни.

Однако в стране есть люди, которые считают иначе. Один из них - председатель Объединенной социал-демократической партии Казахстана Жармахан ТУЯКБАЙ. Несколько месяцев назад в интервью нашей газете он с пессимизмом отзывался об обещаниях и реальных действиях властей. Что изменилось за это время?

- Пока, кроме разговоров о том, что возможны какие-то реформы законодательства, касающиеся продвижения демократических процессов, конкретных шагов в этом направлении нет. В этой ситуации мне вообще не понятна позиция наших властей. Пост председателя ОБСЕ - это большое доверие Казахстану. Наша страна должна двигаться в сторону Европы. Сегодня стоит только один вопрос: с каким лицом Казахстан собирается возглавлять ОБСЕ, насколько будет там уважаем? Если страна не предпримет сегодня каких-то серьезных шагов, направленных на то, чтобы соответствовать стандартам ОБСЕ, это сильно ударит по имиджу Казахстана.

- Ну и что? Дался вам этот имидж... Его на хлеб не намажешь...
- Не скажите!.. К сожалению, люди, которые делают политику в нашей стране, далеки от демократических ценностей. Они чувствуют себя вполне комфортно в сложившихся условиях. Они искренне считают, что авторитарная форма правления наиболее соответствует менталитету казахстанцев. Возможно, они просто боятся демократических преобразований, полагая, что потеряют власть. По их мнению, любые поблажки обществу ослабляют власть, а это повлияет на национальную безопасность. Лучше бы они открыто признали, что западная цивилизация - не для нас... Но ведь не признают! А это означает, что все равно властям придется осуществить демократические реформы, никуда они не денутся. А если сами на это не пойдут, то народ заставит их это сделать.

- Вы говорили в нашей прошлой беседе, что если до первого июля законопроекты не будут подготовлены, то можно и не успеть принять обещанные ОБСЕ законы до конца года.
- Все необходимые изменения в законах о СМИ, партиях, выборах обсуждались много раз. Наша партия уже трижды представляла проекты поправок в законодательство. При наличии доброй воли подготовить законопроекты, рассмотреть в парламенте и подписать у президента - для этого много времени не нужно. Но пока мы видим, что власть не готова идти на эти преобразования. Я боюсь, что вместо демократизации мы получим ужесточение режима. Так уже было в прошлом году, когда под демократическим соусом вносились поправки в Конституцию. Хотели как лучше, получилось как всегда: еще один шаг в сторону ужесточения...

- По вашим наблюдениям, как представители ОБСЕ и других международных организаций оценивают сложившуюся ситуацию?
- Они не теряют надежду. Они говорят: “Мы не думаем, что ваши власти не исполнят свои обещания”. Хотя при этом они беспокоятся, что процесс затягивается...

- То есть они надеются, что мы их не кинем?
- Да. Хотя мы им напоминаем, что уже не в первый раз Казахстан твердит о своей приверженности демо-кратическим ценностям и готовности к политическим реформам, но тем не менее воз и ныне там... Ничего не делается, обещания забываются, даются новые обещания. Все это продолжается уже много лет.

- Некоторые представители власти, уже не стесняясь, объясняют наличие однопартийного парламента исключительно слабостью оппозиции. Что вы на это скажете?
- Как бы ни обзывали оппозицию - слабая, беззубая и так далее, но сегодня все признают, что в стране существуют альтернативные силы. И за ними стоит определенная часть населения страны. Только сегодня власти сами по себе, а оппозиция сама по себе. При этом представители оппозиции воспринимаются как вредители, враги. С таким подходом к оппозиции власть загоняет себя в тупик. Это ненормально. Ведь сегодня и без этого достаточно много проблем, и не только в политической сфере. Это и социальные вопросы, и экономический блок, и коррупция. Все эти вопросы представляют куда большую угрозу для безопасности страны, чем “происки” оппозиции. Между тем в наших рядах очень много людей, которые долгое время занимались любой из этих проблем. Мы не враги собственной стране, мы предлагаем конкретные пути выхода из этой ситуации.

- У вашей партии филиалы во всех регионах страны. Какие сигналы вы получаете с мест?
- Конечно, простые люди далеки от понимания истинных причин экономических проблем. Зато видят то, чего не хватает. Они прежде всего недовольны ростом цен, безработицей, уровнем образования, медицины, социального обеспечения. При этом весь комплекс социальных проблем можно решить с учетом экономической ситуации и с существующим потенциалом. Да, власти выделяют средства и хотят решить эти вопросы, но, как говорится, все как в бездонную бочку... И все потому, что при существующей политической системе деньги используются неэффективно, разворовываются, и до простого гражданина ничего не доходит. А те инициативы, которые президент озвучивает в Послании, подвергаются профанации и дискредитации.

- Некоторые ваши коллеги говорят о потере управляемости...
- Потери управляемости с формальной точки зрения нет. И по существу я с ними согласен. С точки зрения неуклонного выполнения содержательной части тех указаний и поручений, которые даются сверху, результата мы не видим.
Все это объясняется теми фундаментальными причинами, о которых мы все время говорим. А конкретно - нужны политические реформы, либерализация политической системы и так далее.


- Ваши соратники из партии “Азат” предложили собрать антикризисное совещание. Почему власти так болезненно отреагировали на это предложение?
- Власти проводят страусиную политику, они просто слышать не хотят, что в нашей стране кризис. Они говорят о том, что есть небольшое замедление темпов роста экономики, но это ни в коем случае, по их мнению, не говорит о кризисе. Более того, они считают разговоры о кризисе провокацией и ни в коем случае не хотят признавать факты. Вы посмотрите, что происходит сейчас в сельской местности. Повсеместно люди продают скот, потому что не знают, чем кормить его предстоящей зимой. Чем будет жить сельское население, если скот вырежут? В прошлом году после выборов был скачок цен на хлеб, при этом власти прекрасно знали, что в мире продовольственный кризис, но ничего сделано не было, только констатировали факты. Вот и в этом году власти также закрывают глаза на происходящее. Я считаю, что если власти не примут эффективных, кардинальных мер по изменению ситуации в стране, которые бы успокоили население, то возможно обострение социальной напряженности уже к осени этого года.

- Ну и как вас должны воспринимать власти, если вы рисуете картину исключительно в мрачных тонах и ничего светлого?
- Нет, почему же. Например, поздравляю вас с победой над Ертысбаевым. Не важно, чем вызван этот шаг властей, но то, что случилось, чрезвычайно позитивный момент не только для вашей газеты, но и для всей казахстанской журналистики.

- Ну вот, а вы говорите - никаких изменений в лучшую сторону не наблюдается...
- К сожалению, это всего лишь частности, общей картины не меняющие. А вот если мы проведем политические реформы, такая ситуация, как победа журналистов в споре с высокопоставленным чиновником, перестанет быть сенсацией.

Марат  АСИПОВ,
тел. 259-71-98,
e-mail:
marat@time.kz

Поделиться
Класснуть