Цены на топливо: США позади. Здравствуй, Европа?
Несмотря на клятвенные обещания и запрет на экспорт нефтепродуктов, правительству не удается сдерживать рост цен на горюче-смазочные материалы. В некоторых регионах страны стоимость автомобильного топлива уже выше, чем в США ...
Еще в конце мая
экономист Мажит КОЯТДИНОВ со страниц нашей газеты спрогнозировал рост цен на бензин до уровня $1за литр (см. “Простота - хуже воровства”, “Время” от 24.5.2008 г.). К сожалению, прогнозы эксперта стали сбываться. В Актау, к примеру, литр Аи-96 уже стоит 120 тенге, и это, похоже, не предел. В Костанае только за последнюю неделю цены на ГСМ повысились в среднем на 10 процентов.
- Рост цен на севере Казахстана произошел из-за снижения объемов поставки бензина Павлодарским НПЗ, - объясняет
начальник антимонопольного управления по Костанайской области Зарап ИБРАЕВ.
- На заводе проходит профилактический ремонт, и в настоящее время компании вынуждены закупать бензин в России.
Напомним, еще в мае месяце экономисты утверждали, что даже после введения запрета на экспорт ГСМ ситуацию с ценами стабилизировать не удастся.
- 25 процентов высокооктанового бензина Казахстан закупает за границей, даже когда работают все три НПЗ, - говорит
Мажит Коятдинов.
- А сейчас Павлодарский завод уже встал на ремонт, в ближайшее время встанут Шымкентский и Атырауский заводы. По ценам на бензин мы уже перегнали Америку, а после этого можем обойти и Европу.
Для сравнения: в США по состоянию на 10 июня бензин марки Norma (Аи-92) стоил 82 цента за литр (99 тенге), а Extra (Аи-96) - $1,05 (126 тенге).
- Причина такого положения - в экономической политике государства, - заявляет
Мажит Коятдинов.
- США практически 80 процентов потребляемой нефти закупает за границей. Но у них для производителей ГСМ очень низкие налоги, да и технология переработки - не чета нашей. Кроме того, нет всевозможных “дочек” и прочих посредников, которые накручивают цену. В Казахстане же топливо, пока дойдет до потребителя, дорожает в несколько раз.

По принятой в мире схеме для подсчета стоимости нефти разных марок в качестве базовой берется нефть марки Lights, стоимость барреля которой умножается на соответствующий коэффициент. Для Казахстана этот коэффициент равен 0,7. При стоимости нефти Lights $136 за 1 баррель на Нью-Йоркской бирже российская нефть марки “Urals” стоит $132, а наша “Tengiz” - $95.
- Если провести элементарные расчеты, то на наших НПЗ отпуск-ная цена литра Аи-93 не должна превышать $0,5 за литр, - утверждает эксперт.
- А у нас один добыл нефть, продал ее другому, тот третьему, а потом НПЗ перерабатывает эту нефть как давальческое сырье, и в итоге, после цепочки посредников, топливо на выходе с завода становится “золотым”!
- Задам наивный вопрос. Почему правительство не может устранить всю эту цепочку посредников и перекупщиков?
- В принципе, устранить перекупщиков элементарно, но для этого нужна политическая воля. А у нас в стране, из-за того что экономическая политика строится на противоборстве интересов всевозможных групп и кланов, решение разорвать цепочку посредников может привести к непредсказуемым последствиям. Никто в правительстве не хочет брать на себя такую ответственность.
- Выходит, сидя на нефтяной скважине, мы будем покупать бензин дороже, чем в Америке?
- “Народ имеет такое правительство, которое его имеет” - по-моему, так звучит перелицованный афоризм кого-то из великих. В этой шутке гораздо больше правды, чем кажется…
Алексей КОНОВАЛОВ, Алматы
konovalov@time.kz
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

