Денис АЛИМБЕКОВ, правозащитник: Ко мне “самозахватчики” не придут!
В минувшие выходные во время своего визита в Алматы
премьер-министр Карим МАСИМОВ заявил, что поддерживает инициативу акима Алматы Ахметжана ЕСИМОВА по решению проблем присоединенных к городу микрорайонов. В частности, глава городской администрации предложил легализовать людям их земельные участки. У
правозащитника Дениса АЛИМБЕКОВА (на снимке), который регулярно отстаивает интересы простых граждан, в том числе и жителей “проблемных” микрорайонов “Шанырак”, “Красный трудовик”, “Бакай” и других, - свой взгляд на происходящее.
- Естественно, я тоже поддерживаю в этом вопросе акима, - говорит
Денис Алимбеков.
- Давно надо было это сделать. Иначе для чего издавался Закон “Об амнистии в связи с легализацией имущества”? Непонятно только, каким образом власти собираются легализовать эту недвижимость. Ведь согласно закону акция по легализации завершилась еще в прошлом году. Мы со своей стороны тоже добиваемся того, чтобы жителям присоединенных территорий легализовали имущество: обращаемся в суды с исками о признании решений об отказе в легализации незаконными. И выиграли уже очень много процессов. Впрочем, премьер Масимов поддерживает инициативу Есимова пока только на словах. Вот когда люди в “Шаныраке-5”, “Красном трудовике”, “Бакае” получат на руки государственные акты владения землей, тогда уже можно будет подводить какие-то итоги. Мы все прекрасно знаем, что чиновники часто говорят одно, а делают совсем другое.
- Был ли у власти другой способ решить эту проблему?
- Сложно сказать. Выход может быть в том, чтобы поднимать уровень жизни на селе, тогда люди не будут стремиться в города, чтобы выжить. Но аулы “убивали” годами, а теперь, чтобы восстановить их, нужны десятилетия. Жители сельской местности пришли в города не от хорошей жизни. В селах работы нет, а семью кормить надо. Приезжая в большие города, люди волей-неволей вступают в конфликт с властью. И конфликт этот нарастает. А точкой кипения стали события в “Шаныраке” 14 июля 2006 года (тогда в ходе столкновений с полицией погиб молодой страж порядка Асет БЕЙСЕНОВ. - Ред.). Хотя истинная причина конфликта, на мой взгляд, связана с чьими-то коммерческими интересами. Приглянулась кому-то эта земля - и всё тут.
На снимке: “Шанырак”. Лето 2006 года.
- Если власти все-таки легализуют жителям собственность в “Шаныраках”, не окажется ли это для самозахватчиков соблазном начать захватывать, к примеру, квартиры в центре Алматы? Не боитесь, что в конце концов они придут к вам домой?
- Ну, ко мне домой они, наверное, не придут. Однако по их примеру из регионов сейчас могут устремиться в города новые люди, которые начнут захватывать земли. Хотя большинство из тех, кого сейчас называют самозахватчиками, на самом деле таковыми не являются. Эти люди стали жертвами мошенников, которые, представляясь сотрудниками акимата, “содействовали” в получении земель. Впрочем, настоящие чиновники среди них наверняка тоже были. Люди за услуги посредников платили от 5 до 10 тысяч долларов. Впрочем, процесс миграции из сел в города все равно будет идти - независимо от того, легализуют жителям присоединенных территорий землю или нет. Он уже необратим - ведь людям надо как-то выживать. Работа сейчас есть только в крупных городах - Алматы, Шымкенте, Астане - там, где стройки, рынки, барахолки.
- В последние несколько лет люди начали объединяться по самым разным “интересам” - обманутые выселенцы, погорельцы, дольщики. На ваш взгляд, это тенденция?
- Люди понимают, что в одиночку они ничего не добьются. Мы знаем несколько примеров, когда только общими усилиями люди получили то, чего хотели. Вот, к примеру, жители поселка Гулдала близ Алматы, на месте домов которых строится новая взлетно-посадочная полоса Алматинского аэропорта, объединились и обратились к общественным организациям - в частности, в общественное объединение “Шанырак”. И в итоге получили за свое жилье нормальную компенсацию, а не те жалкие копейки, которые им предлагали ранее. Только такие методы приемлемы для тех, кто потерял всякую надежду добиться справедливости. А поодиночке людей бы просто раздавили и выкинули на улицу.
- А в будущем эта тенденция может усилиться?
- Думаю, да, так как из-за финансового кризиса нарастает напряженность в социальной сфере. К осени, скорее всего, окончательно “проснутся” дольщики, до которых дойдет, что под лежачий камень вода не течет. Но раз люди идут на такие шаги, как голодовка, митинги, пикеты, это значит, что “наверху” у нас не все в порядке. И нужно бить тревогу и решать эти проблемы. Нельзя допускать роста социальной напряженности. А она растет с каждым годом.
- В этом контексте чиновники нередко обвиняют прессу: мол, подливаете масла в огонь…
- Журналисты очень помогают людям в решении их проблем. Чиновники-то больше всего боятся огласки. Никто из них не хочет “попасть под раздачу”, тем более на фоне показной борьбы с коррупцией. И когда СМИ по-
следовательно освещают какую-то проблему, она решается в большинстве случаев положительно. Но до истинной свободы слова нам еще далеко.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира Заикина и Ляззат Тайкиной-Третьяковой, Алматы

