17171

Серикбай АГМЕНТАЕВ, директор Алматинского отделения железной дороги: Честь мундира для меня не пусто

Серикбай АГМЕНТАЕВ, директор Алматинского отделения железной дороги: Честь мундира для меня не пустой звукСерикбай АГМЕНТАЕВ, директор Алматинского отделения железной дороги: Честь мундира для меня не пустой звукВ понедельник во время встречи с журналистами в Национальном пресс-клубе начальник станции Медеу Бекет ДЖУМАРТОВ потребовал от нового главы НК “Казахстан темир жолы” Аскара МАМИНА подать в отставку в случае, если он не освободит от занимаемой должности директора Алматинского отделения железной дороги Серикбая АГМЕНТАЕВА и не разберется в конфликтной ситуации на КТЖ.

Напомним, в субботнем номере нашей газеты Джумартов обвинил Агментаева в поборах (см. “Железный беспредел”, “Время” от 31.5.2008 г.)
Между тем сам Серикбай Агментаев отрицает факт вымогательства денег у своих подчиненных. По словам директора Алматинского отделения железной дороги, он не принуждал начальников станции ежемесячно ему выплачивать от 60 до 100 тысяч тенге.

- Я никогда и никого насильно не заставлял писать заявления на получение аванса из заработной платы, - утверждает он. - Каждый начальник станции брал деньги для своих личных целей. Никто мне денег не давал, и я их ни у кого не брал. 13-14 сентября прошлого года у нас действительно проходило совещание, на  котором обсуждались проблемы текущей работы. Ни о каких денежных вопросах и речи не было. Данное обстоятельство подтверждается письмом, подписанным руководителями 23 станций Алматинского отделения железной дороги, которые принимали участие в том совещании. О каких поборах ведет речь Джумартов, ума не приложу…

В тот день, если честно, у меня было плохое настроение. Я знал, что Жаксыбек КУЛЕКЕЕВ (экс-глава КТЖ. - Ред.) прилагает все усилия, чтобы снять меня с занимаемой должности. С момента его прихода к руководству КТЖ у нас с ним почему-то сразу не сложились отношения. Я стал подвергаться необоснованным нападкам с его стороны. 20 июня он вызвал меня “на ковер” и заявил о том, что я якобы причастен к коррупционным преступлениям на станции Дружба. Мне пришлось возразить ему, что эта станция на КТЖ является самостоятельным подразделением и не подчиняется Алматинскому отделению железной дороги, руководство которым я осуществлял на тот момент.

23 июня Кулекеев провел первое селекторное совещание и заявил, что больше не желает со мной работать. Тогда я ответил ему: “Если у вас на примете есть другая кандидатура, то я возражать не стану”. И сказал, что сам больше не хочу работать с Кулекеевым, поскольку он публично унизил мое человеческое и профессиональное достоинство. Интриги и возня вокруг меня продолжались до 25 сентября. Все это время проводились перманентные проверки моей работы, однако никаких нарушений выявлено не было. Тем не менее Кулекеев через своего заместителя объявил мне все-таки выговор, а затем 25 сентября необоснованно уволил с работы. Хочу заметить, что до этих пор моя работа ни с чьей стороны не вызывала особых нареканий.
Такое отношение ко мне, проработавшему на железной дороге свыше 40 лет и прошедшему путь от дежурного по станции до руководителя отделения дороги, оставило в моей душе горький осадок. После смены руководства НК КТЖ я обратился с ходатайством на имя нового главы железной дороги Аскара Мамина, в котором просил восстановить меня на прежней должности. Так 12 мая я снова был принят на работу. Справедливость в отношении меня была восстановлена.

- Джумартов утверждает, что якобы из-за ваших поборов многие начальники станций Алматинского отделения дороги вынуждены были брать взятки, чтобы прокормить свои семьи. Некоторые ваши бывшие подчиненные были пойманы с поличным...
- Здесь необходимо кое-какие уточнения. Когда начальники станций Коскудук и Аксенгер были пойманы на взятках, я уже не руководил Алматинским отделением дороги. Кулекеев тогда назначил другого директора - Талгата БАДАМБАЕВА. Так что это не ко мне…

- Однако на прошлой неделе правоохранительные органы во время получения взятки в сумме 60 тысяч тенге задержали начальника станции Алматы-2 Бауржана СЕМБАЕВА.
- Довольно странная логика: увязывать каждое коррупционное деяние на железной дороге с моим именем. Начальников станции Алматы-1 и Алматы-2 назначает центральный аппарат НК КТЖ, а не я. Видимо, во время моего вынужденного отсутствия был ослаблен контроль за кадрами со стороны тогдашнего руководства Алматинского отделения дороги.

К сожалению, специфика нашей работы такова, что всегда есть, так сказать, определенный соблазн… Поэтому я всегда пытался оберегать своих подчиненных от искушений. Раз в месяц, как положено, провожу профилактические беседы не только со своими подчиненными, но и предпринимателями, с которыми по роду своей деятельности соприкасаются наши сотрудники, и прошу их не соблазнять наших работников. Я всегда старался противостоять злоупотреблениям на железной дороге. Потому что честь мундира для меня не пустой звук: все-таки вся моя жизнь прошла на “железке”.

Что касается Бекета Джумартова, то в 2005 году он был уволен за прогулы. Суд его не восстановил в должности. Несмотря на это, он неоднократно просил восстановить его на работе. Учитывая его тяжелую материальную и семейную ситуацию, я не мог не войти в его положение и в апреле 2006 года принял на работу в качестве заместителя начальника станции. 20 декабря 2006 года он обратился ко мне с личным письмом, в котором извинился передо мной и признал, что был не прав. И теперь мне не очень понятны его метания: то он извиняется, то выступает с высосанными из пальца обвинениями. Не исключаю, что его просто используют как инструмент, для того чтобы насолить мне. Очень жаль…

Что касается Темиртаса САХВАЛИЕВА (начальника отдела кадров Алматинского отделения железной дороги, который, по словам Бекета Джумартова, был незаконно уволен за то, что пытался противостоять поборам Агментаева. - Ред.), то он был принят на работу временно, на период отсутствия по болезни начальника отдела кадров Рыскула АЛИМКУЛОВА. Правда, на тот момент я уже не работал директором отделения. Следовательно, ему не нужно было, как указывает Джумартов, “противостоять поборам” с моей стороны. Слушать такое просто смешно…

- Кому, на ваш взгляд, выгоден этот конфликт?
- Видимо, кое-кто очень заинтересован, чтобы я окончательно ушел с железной дороги, хотя мне до пенсии осталось всего полтора года. Видимо, проблема в том, что кому-то нужно мое кресло, а других я не устраиваю как принципиальный руководитель. Могу предположить, что, защищая прежнего руководителя КТЖ, они рассчитывают не только на его возвращение, но и на получение вполне определенных для себя выгод. Однако они не могут понять принципиальной вещи: на железной дороге нельзя работать по принципу “везде должны быть только свои люди”. Нет, здесь должны работать в первую очередь профессионалы. Кое-кто не понимает этого до сих пор. Теперь новому руководителю КТЖ приходится исправлять ошибки своего предшественника. И я уверен, что такой подход положительно скажется на работе отрасли.

...А тем временем
Сейтказы МАТАЕВ, председатель правления Союза журналистов Казахстана: Мамин запросил документы
- Сразу после пресс-конференции в понедельник мне позвонили от Аскара МАМИНА и попросили выслать все документы, представленные на встрече с журналистами начальником станции Медеу Бекетом ДЖУМАРТОВЫМ. Вечером 2 июня мы передали эти документы через проводника скорого поезда Алматы - Астана. Я думаю, что они находятся уже на столе у Мамина.

Дилярам АРКИН, фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ,  Алматы
Поделиться
Класснуть