Азиз АБДУЛЛАЕВ, сейсмолог: Любимый город может спать спокойно
Тема землетрясения, будто бы грозящего Алматы в скором будущем, муссируется последнюю неделю особенно активно. По городу ходят слухи, что до катаклизма остались считанные дни. Однако
министр по ЧС Владимир БОЖКО, ссылаясь на данные казахстанских сейсмологов, решительно опроверг эту информацию (см. “
Отдельного плана эвакуации чиновников у нас нет
”, “Время” от 27.5.2008 г.).
Чтобы убедиться в том, что алматинцам действительно ничего пока не грозит, мы встретились с доктором геолого-разведочных наук, экспертом, членом межведомственной комиссии ЧС по прогнозированию землетрясений,
заведующим лабораторией флюидного режима земной коры Института сейсмологии, профессором Азизом АБДУЛЛАЕВЫМ (на снимке).
- В ближайшее время в Алматинской области землетрясения разрушительной силы не ожидается, - начал он разговор. - Что касается мелких землетрясений силой 2-3 балла - это обычный сейсмический режим, характерный для нашего региона. Такие колебания земной коры не представляют угрозы.
- На прошлой неделе департамент по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий Алматы со ссылкой на Институт сейсмологии опубликовал обращение к жителям Алматы в связи с появившимися слухами о грозящем городу землетрясении, в котором говорилось, что в 2008 году в Алматинском регионе землетрясений интенсивностью 7 и более баллов не ожидается. Означает ли это, что может произойти землетрясение силой немногим менее семи баллов?
- Меня коробит непонимание журналистами некоторых терминов, которые они используют при подготовке статей на эту тему. Зачастую они путают шкалы Рихтера и MSK-64. По Рихтеру определяется не сила землетрясения, а магнитуда, то есть его энергия, мощность. Когда говорят “семь по Рихтеру”, имеется в виду энергетический класс землетрясения, измеряемый в джоулях, то есть 7 в восемнадцатой степени джоулей. По своей энергии это землетрясение гигантское. В баллах же измеряется сотрясение на поверхности земли, которое напрямую зависит от геологического строения территории: какой там грунт, есть ли подземные воды и т.д. Возвращаясь к вашему вопросу, могу сказать, что Институт сейсмологии опубликовал свое заключение, содержащее прогноз на первую половину текущего года, и передал его в директивные органы - Министерство по ЧС, акимат Алматы и Совет безопасности. Эта информация - сугубо служебная. В ней говорится о том, что в первой половине 2008 года каких-либо сильных землетрясений с магнитудой 5 и выше, представляющих разрушительную угрозу для нашего региона, не ожидается. Мы дали прогноз только на первую половину года, потому что он постоянно обновляется.
- Есть ли гарантии, что трагедия, произошедшая в китайской провинции Сычуань, не повторится у нас?
- В Алматы к землетрясению готовятся давно, так как знают, что оно здесь возможно. В компетентных органах существует план, разработанный специально для подобных случаев. Мы занимаемся научно-методической частью этой проблемы, то есть проводим фундаментальные исследования по проблеме сейсмической опасности: прогнозируем землетрясения, определяем риск и составляем карты общего районирования и сейсмического микрорайонирования. В течение тридцати лет мы непрерывно обращаемся к городским властям с просьбой выделить нам необходимые средства для обновления карты детального сейсмического районирования, так как имеющаяся у нас карта тридцатилетней давности давно устарела. А она должна обновляться каждые десять лет. Но наш призыв остается неуслышанным все эти годы. А эта карта очень важна, потому что застройка такого мегаполиса, как Алматы, должна осуществляться непосредственно на ее основании. Только с учетом этой карты можно вынести решение, строить или не строить тот или иной объект. А сейчас все строят где хотят и что хотят - на разломах, в поймах рек, на обрывах... Вы посмотрите: застройки в городе ведутся очень плотно - в случае землетрясения людям просто некуда будет бежать. Многие автозаправочные станции стоят на тектонических разломах вблизи жилых комплексов. Если произойдет землетрясение, то большинство людей погибнет не под завалами, а в пожарах и от удушья. Эти заправки полгорода спалят.
- Сколько денег требуется для создания такой карты?
- Порядка 50 млн. тенге.
- А чем акимат объясняет свой отказ?
- Тем, что у него нет денег.
- То есть если произойдет землетрясение и не удастся избежать большого количества непрямых его жертв, в этом будет виноват акимат?
- Совершенно верно. Денег у них, видите ли, нет. Кстати, мы ездили в Китай после землетрясения. Что нас поразило - все подразделения и структуры подчиняются единому штабу. А что у нас творится? Ликвидацией последствий землетрясений занимаются две службы - городское управление по чрезвычайным ситуациям, подчиняющееся МЧС, и городской департамент по реагированию на чрезвычайные ситуации, подчиняющийся акимату. Наблюдение за сейсмической ситуацией ведут в Казахстане три организации - наш институт, Казселезащита, подчиняющаяся МЧС, а также Институт геофизики Национального ядерного центра. Если, не дай бог, что случится, наши ведомства пока еще между собой договорятся... Я считаю, что все должно быть централизовано в одном ведомстве.
- По данным киргизских сейсмологов, на территории их страны в 2011-2013 годах может произойти сильное землетрясение, которое затронет и наш регион. Однако министр по ЧС Владимир БОЖКО в СМИ заявил, что прог-нозы киргизских ученых не соответствуют действительности. Кому верить?
- Верить нужно только официальной информации, которую выдает казахстанский Институт сейсмологии. У нас работают специалисты с большим стажем работы, имеющие многочисленные научные регалии и награды. Кстати, нельзя верить неспециалистам, которые в этом вопросе ничего не понимают. К примеру, тому же Виктору ИНЮШИНУ из КазНУ. Его прогнозы ни на чем не основаны. Он никогда в жизни не видел, как регистрируются землетрясения, как идет сейсмическая волна, у него даже приборов соответствующих нет. Как он в таком случае может делать прогнозы?
- Так правы ли киргизы в своих прогнозах? Будет ли в 2011-2013 годах сильное землетрясение?
- У нас нет таких данных. Мы сейчас делаем прогноз на 2008 год. Кстати, никто в мире не может со стопроцентной вероятностью предсказать землетрясение. Даже прогнозы нашего института составляются с вероятностью максимум 70-80 процентов. Сильные землетрясения у нас очень редки, и мы не можем создать какой-то алгоритм их прогнозирования.
Комментарий в тему
Виктор ИНЮШИН, заведующий кафедрой биофизики КазНУ им. аль-Фараби:
- Азиз Абдуллаев, наверное, не знает, что я вхожу в межведомственную комиссию по сейсмопрогнозу, созданную президентом Казахстана после Зайсанского землетрясения в 1990 году. У нас есть все приборы, необходимые для прогнозирования. Все они запатентованы. У нас другая технология, другая концепция, чем у традиционных сейсмологов. Просто Институт сейсмологии не любит специалистов извне. Такой уж у них консервативный менталитет. А может, они опасаются, что наши прогнозы будут более точными, нежели их. Кстати, мы сейчас с опасением смотрим на юг Алтая со стороны Иртыша. Там может произойти землетрясение в июне-августе. Алматы это землетрясение может затронуть, но опасности никакой нет. Что касается Алматы, то у нас могут произойти небольшие землетрясения со 2 по 5 июня. После этого до 31 июля наступит затишье.
А тем временем...
По данным Государственного совета Китая, число жертв произошедшего 12 мая в провинции Сычуань землетрясения магнитудой 8 по шкале Рихтера превысило 65 тысяч, ранения получили 360 тысяч, пропали без вести 23 тысячи человек. По данным казахстанских ученных, землетрясение, произошедшее в китайской провинции, ничем не грозит Алматы, так как оба региона находятся в разных сейсмических поясах.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Чтобы убедиться в том, что алматинцам действительно ничего пока не грозит, мы встретились с доктором геолого-разведочных наук, экспертом, членом межведомственной комиссии ЧС по прогнозированию землетрясений,
заведующим лабораторией флюидного режима земной коры Института сейсмологии, профессором Азизом АБДУЛЛАЕВЫМ (на снимке).- В ближайшее время в Алматинской области землетрясения разрушительной силы не ожидается, - начал он разговор. - Что касается мелких землетрясений силой 2-3 балла - это обычный сейсмический режим, характерный для нашего региона. Такие колебания земной коры не представляют угрозы.
- На прошлой неделе департамент по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий Алматы со ссылкой на Институт сейсмологии опубликовал обращение к жителям Алматы в связи с появившимися слухами о грозящем городу землетрясении, в котором говорилось, что в 2008 году в Алматинском регионе землетрясений интенсивностью 7 и более баллов не ожидается. Означает ли это, что может произойти землетрясение силой немногим менее семи баллов?
- Меня коробит непонимание журналистами некоторых терминов, которые они используют при подготовке статей на эту тему. Зачастую они путают шкалы Рихтера и MSK-64. По Рихтеру определяется не сила землетрясения, а магнитуда, то есть его энергия, мощность. Когда говорят “семь по Рихтеру”, имеется в виду энергетический класс землетрясения, измеряемый в джоулях, то есть 7 в восемнадцатой степени джоулей. По своей энергии это землетрясение гигантское. В баллах же измеряется сотрясение на поверхности земли, которое напрямую зависит от геологического строения территории: какой там грунт, есть ли подземные воды и т.д. Возвращаясь к вашему вопросу, могу сказать, что Институт сейсмологии опубликовал свое заключение, содержащее прогноз на первую половину текущего года, и передал его в директивные органы - Министерство по ЧС, акимат Алматы и Совет безопасности. Эта информация - сугубо служебная. В ней говорится о том, что в первой половине 2008 года каких-либо сильных землетрясений с магнитудой 5 и выше, представляющих разрушительную угрозу для нашего региона, не ожидается. Мы дали прогноз только на первую половину года, потому что он постоянно обновляется.
- Есть ли гарантии, что трагедия, произошедшая в китайской провинции Сычуань, не повторится у нас?
- В Алматы к землетрясению готовятся давно, так как знают, что оно здесь возможно. В компетентных органах существует план, разработанный специально для подобных случаев. Мы занимаемся научно-методической частью этой проблемы, то есть проводим фундаментальные исследования по проблеме сейсмической опасности: прогнозируем землетрясения, определяем риск и составляем карты общего районирования и сейсмического микрорайонирования. В течение тридцати лет мы непрерывно обращаемся к городским властям с просьбой выделить нам необходимые средства для обновления карты детального сейсмического районирования, так как имеющаяся у нас карта тридцатилетней давности давно устарела. А она должна обновляться каждые десять лет. Но наш призыв остается неуслышанным все эти годы. А эта карта очень важна, потому что застройка такого мегаполиса, как Алматы, должна осуществляться непосредственно на ее основании. Только с учетом этой карты можно вынести решение, строить или не строить тот или иной объект. А сейчас все строят где хотят и что хотят - на разломах, в поймах рек, на обрывах... Вы посмотрите: застройки в городе ведутся очень плотно - в случае землетрясения людям просто некуда будет бежать. Многие автозаправочные станции стоят на тектонических разломах вблизи жилых комплексов. Если произойдет землетрясение, то большинство людей погибнет не под завалами, а в пожарах и от удушья. Эти заправки полгорода спалят.
- Сколько денег требуется для создания такой карты?
- Порядка 50 млн. тенге.
- А чем акимат объясняет свой отказ?
- Тем, что у него нет денег.
- То есть если произойдет землетрясение и не удастся избежать большого количества непрямых его жертв, в этом будет виноват акимат?
- Совершенно верно. Денег у них, видите ли, нет. Кстати, мы ездили в Китай после землетрясения. Что нас поразило - все подразделения и структуры подчиняются единому штабу. А что у нас творится? Ликвидацией последствий землетрясений занимаются две службы - городское управление по чрезвычайным ситуациям, подчиняющееся МЧС, и городской департамент по реагированию на чрезвычайные ситуации, подчиняющийся акимату. Наблюдение за сейсмической ситуацией ведут в Казахстане три организации - наш институт, Казселезащита, подчиняющаяся МЧС, а также Институт геофизики Национального ядерного центра. Если, не дай бог, что случится, наши ведомства пока еще между собой договорятся... Я считаю, что все должно быть централизовано в одном ведомстве.
- По данным киргизских сейсмологов, на территории их страны в 2011-2013 годах может произойти сильное землетрясение, которое затронет и наш регион. Однако министр по ЧС Владимир БОЖКО в СМИ заявил, что прог-нозы киргизских ученых не соответствуют действительности. Кому верить?
- Верить нужно только официальной информации, которую выдает казахстанский Институт сейсмологии. У нас работают специалисты с большим стажем работы, имеющие многочисленные научные регалии и награды. Кстати, нельзя верить неспециалистам, которые в этом вопросе ничего не понимают. К примеру, тому же Виктору ИНЮШИНУ из КазНУ. Его прогнозы ни на чем не основаны. Он никогда в жизни не видел, как регистрируются землетрясения, как идет сейсмическая волна, у него даже приборов соответствующих нет. Как он в таком случае может делать прогнозы?
- Так правы ли киргизы в своих прогнозах? Будет ли в 2011-2013 годах сильное землетрясение?
- У нас нет таких данных. Мы сейчас делаем прогноз на 2008 год. Кстати, никто в мире не может со стопроцентной вероятностью предсказать землетрясение. Даже прогнозы нашего института составляются с вероятностью максимум 70-80 процентов. Сильные землетрясения у нас очень редки, и мы не можем создать какой-то алгоритм их прогнозирования.
Комментарий в тему
Виктор ИНЮШИН, заведующий кафедрой биофизики КазНУ им. аль-Фараби:- Азиз Абдуллаев, наверное, не знает, что я вхожу в межведомственную комиссию по сейсмопрогнозу, созданную президентом Казахстана после Зайсанского землетрясения в 1990 году. У нас есть все приборы, необходимые для прогнозирования. Все они запатентованы. У нас другая технология, другая концепция, чем у традиционных сейсмологов. Просто Институт сейсмологии не любит специалистов извне. Такой уж у них консервативный менталитет. А может, они опасаются, что наши прогнозы будут более точными, нежели их. Кстати, мы сейчас с опасением смотрим на юг Алтая со стороны Иртыша. Там может произойти землетрясение в июне-августе. Алматы это землетрясение может затронуть, но опасности никакой нет. Что касается Алматы, то у нас могут произойти небольшие землетрясения со 2 по 5 июня. После этого до 31 июля наступит затишье.
А тем временем...
По данным Государственного совета Китая, число жертв произошедшего 12 мая в провинции Сычуань землетрясения магнитудой 8 по шкале Рихтера превысило 65 тысяч, ранения получили 360 тысяч, пропали без вести 23 тысячи человек. По данным казахстанских ученных, землетрясение, произошедшее в китайской провинции, ничем не грозит Алматы, так как оба региона находятся в разных сейсмических поясах.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

