8047

Кентавры, которые насилуют сами себя

Кентавры, которые насилуют сами себяАлматинский художник-сюрреалист Гали МЫРЗАШЕВ в мае провел персональную выставку в Нью-Йорке. Город этот, как известно, американцы называют Большое яблоко - так что теперь можно сравнить, чьи яблоки круче.

Вообще для Мырзашева Нью-Йорк не внове: он уже проводил здесь две “персоналки” - в 2005 и 2006 годах. Тогда, кстати, у него и появился американский псевдоним Gali, прямо намекающий на апостола сюрреализма Сальвадора Дали. А непривычная заокеанскому уху фамилия Myrzashev была секвестирована тамошними арт-критиками в ходе ребрендинга. Гали такому подходу особо не противился: главное - имя сделать, а уж фамилия от него никуда не денется.

Выставки Gali всегда гораздо успешнее экспозиций Гали: если у нас фантасмагоричные полотна художника почти никто не покупает, то на Западе его “уникальная комбинация печали и веселья, элегии и надежды, агонии и высшего триумфа человеческого духа перед лицом противника” (из статьи искусствоведа Морис ТЭПЛИНГЕР. - Т. Б.) пользуется неизменным успехом.

- Что мне импонирует в посетителях американских галерей, так это их такт и интеллигентность, - делится Гали. - У меня есть картина с уходящим вдаль всадником. Он повернут спиной к зрителю как символ зыбкости нашего пребывания на земле. Так вот, один директор нашего музея мне сказал: “Положи цвет, разверни всадника, и я куплю работу”. Представляешь? И так бывало не раз. Часто предлагают тут докрасить, там изменить. А в Америке картины воспринимаются такими, какие они есть.
Кстати, в Нью-Йорке я удивлялся тому, что на открытии выставок довольно мало людей. Это у нас стремятся забить все пространство галереи людьми, чтобы создать видимость популярности. И не важно, кто пришел. На Западе же каждый посетитель - в тему.

Тут надо сказать, что творчество Гали очень специфично, и в тему попасть дано далеко не всем. Во-первых, Мырзашев стремится к монохромности, причем вся цветовая палитра на большинстве полотен умещается между оттенками коричневого. Сам художник объясняет это афоризмом Лао Цзы “От пяти звуков устает слух, от пяти цветов устает глаз”. Во-вторых, мутировавшие лошади, кентавры и люди, может быть, и не утомляют ухо с глазом, зато сразу укладывают на лопатки мозг.
Это картины, над которыми надо думать. Что у нас не очень любят делать.

К слову, из приглашенных казахстанских чиновников, пребывающих в Нью-Йорке, на выставку художника никто не пришел. Хотя их ожидаючи, организаторы открытие выставки передвинули на полчаса.
- Могли бы отправить хотя бы какого-нибудь секретаря, чтобы поддержать соотечественника, - продолжает Гали. - Ну да ладно. Я ведь сам выбрал свой путь. Раньше, когда я рисовал в цвете, то был успешным. Меня достаточно много покупали. Но после одной поездки в Венгрию я как-будто переродился. Ушел цвет, изменилась пластика. Я начал писать, например, кентавров, которые насилуют сами себя. Это отражение нашего общества... Меня уже не переделать - у меня есть свой стиль, своя философия. Своя боль, если хочешь. Вот “Предчувствие мутации” о последствиях ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Ты в курсе, что в Аягузе, откуда я родом, кладбище по территории уже больше самого города?

А недавно я ушел из Академии искусств имени Жургенова, где преподавал. Потому что меня бесит наша молодежь. Ничего не читает, ни к чему не стремится. Я по простоте своей влюбился в курс, который мне все хвалили. И напросился к ним. А потом разочаровался. Вот, говорю, штепсель и розетка. Он и она. Женщина и мужчина. Сделайте из этого что-нибудь креативное, неожиданное, интересный анимационный сюжет. А они пасовали, потому что привыкли к традиционному мышлению. На экзамене сказал: “Поставьте все в зачетные книжки те оценки, которых, как вы считаете, сами заслуживаете”. И что ты думаешь? Только один поставил себе четверку. Остальные - пятерки.

Из сказанного можно сделать вывод, что Гали в нашей стране уже ничего не радует. Но между тирадами о текущем положении вещей он постоянно делает поправки: “Я не хочу ничего критиковать”.
- Почему? - спрашиваю.
- Потому что бесполезно. Я мог бы говорить много о том, какие у нас бездарные памятники. О том, что наше общество напоминает мне “пробитого” боксера-перворазрядника - ему постоянно надо кому-то что-то доказывать. “Крутые” покупают огромные джипы, строят громадные замки, чтобы самоутвердиться. И когда пройдет этот период взросления - непонятно. А сядь за руль в Алматы - это же беспредел, люди готовы друг друга поубивать, до того озлобленные!

Еще я мог бы сказать о том, что одна из главных наших проблем - непонимание. В Нью-Йорке собрались мы, казахи, из нескольких стран. И нам нужно было три переводчика. Казахи из Китая не понимают русского, русскоязычные из нашей страны не знают родного языка, а я, к примеру, не говорю по-английски. Так же и в обществе: чиновники не понимают народ, народ не понимает власть, богатые не понимают бедных и так далее.

Сказал бы я и о том, что в нашей стране доказывать свою правоту себе дороже. Я несколько лет судился за свои авторские права, выиграл несколько судов, а в результате компенсацию никто мне так и не выплатил, и я бросил это дело.
Но я не буду всего этого говорить. Потому что бесполезно.

А самое главное - меня пригласили на международную выставку “Арт-Экспо”, мне надо к ней подготовиться. И еще снять анимационный обучающий фильм по своим картинам. Так что на правильные, но бесполезные разговоры не хочется отвлекаться.
Я понял, что лучше просто творить.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, тел. 259-71-99,
e-mail:tulegen@time.kz
фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

Поделиться
Класснуть