6881

Христова невеста

Для Кати КОЛЕСНИКОВОЙ самый тяжелый день не понедельник, а воскресенье. В женском монастыре одна служба за другой. И вся тяжелая физическая работа на ней. А ведь девушке надо еще успеть подготовиться к сессии. Катя - первая монахиня в Семее, которая пошла учиться в вуз.
Пять лет Катя жила в Знаменско-Абалацком женском монастыре вместе с мамой и бабушкой. Но недавно ее мама - игуменья Самсона - возглавила сестринскую обитель в Павлодаре. Катя осталась. Моя встреча с юной монахиней состоялась после воскресной службы. Черное монашеское облачение не скрывает изящный девичий стан, а огромные серые глаза на бледном лице навевают мысли об иконописных образах. Инокиня Виталия (такое имя Катя получила после пострижения) наотрез отказывается фотографироваться и предупреждает, что будет отвечать только на вопросы, касающиеся жизни в монастыре. Но личные моменты все равно проскальзывают…

- Катя, в 17 лет, когда девчонки грезят о пылкой любви, вы ушли в монастырь. Почему?
- А почему вы работаете в газете? Каждому - свое. С 8 лет мама воспитывала меня как христианку. А монашество мало чем отличается от жизни обычного православного христианина. Ведь Евангелие одно для всех. Существенное различие - обет безбрачия. Монахиня настолько любит Христа, что не может смотреть на земных мужчин. Невеста Христова!

- Инокини тоже отрекаются от замужества?
- Конечно. Можно сказать, что инокиня - это младшая монахиня. Мы также облачаемся в черные одежды, проходим малый постриг и даем обеты: послушания, целомудрия и нестяжания. Часто мужское имя дается в подтверждение того, что человек отрекается от своей натуры, уподобляясь ангелу бесплотному.

- А трудно уподобляться бесплотному ангелу юной девушке?
- Монашество - это каждодневная работа над собой. Преодолевая себя, надо добиваться того, чтобы не было привязанности ни к чему земному. Самые близкие люди для меня - мама и бабушка. Понятно, что, даже будучи монахиней, невозможно с ними не общаться. Но в то же время нельзя ставить родных выше Бога.

- Катя, на ваше решение уйти в монастырь оказали влияние родные?
- Нет, скорее я на них повлияла. Из нашей семьи я первой ушла в монастырь. За мной последовала мама. А потом и бабушка. Кстати, родственники из России боятся ко мне приезжать. Думают: монастырь - это что-то мрачное. Но я чувствую себя здесь как дома. Правда, первое время меня смущали низкие своды в кельях.

- А к чему еще сложнее всего было привыкнуть?
- К холоду! Здесь нарушена циркуляция в трубах. Плюс 13 градусов по Цельсию еще хорошо. А этой зимой нас и вовсе отключили от теплоснабжения. За огромные долги. К счастью, нашелся прихожанин, погасивший миллионную задолженность.
Но такая щедрость - случай исключительный. На пожертвования прихожан монастырю не прожить. В идеале он должен существовать еще и за счет собственных трудов. А вот с этим проблема. В начале XX века женский монастырь располагался в живописных местах на святом ключе. Как пишет в книге “Храмы Семипалатинска. Прошлое и настоящее” местный краевед Виктор КАШЛЯК, в 1911 году 72 сестры, засевая 70 десятин, даже при скудном урожае могли прокормить не только сирот из монастырского приюта, но и многочисленных паломников. Сейчас Знаменско-Абалацкий монастырь находится в центре города, в окружении многоэтажек и учебных заведений. Для подворного хозяйства нет места, да и работать некому. В монастыре живут семь сестер. Из них пять разменяли девятый десяток. На Кате и еще одной молодой инокине Корнелии колоссальная нагрузка. Помимо ухода за престарелыми монахинями в их обязанности входит обслуживание трехэтажного здания.

Свою келью Катя категорически отказалась показать. Священник женского монастыря игумен Аникита полностью ее поддерживает:
- Келья - это сокровенное место. Здесь монахиня молится, плачет и радуется. В идеале монахине положено одной жить в келье. Но, думаю, соседство Кати с родной бабушкой - не помеха для уединенного общения с Богом.
Зато в монастырскую столовую меня не только провели, но и попотчевали обедом - пустыми щами и рисовой кашей без масла.
- Раньше тут была студенческая столовая, а там, где проходит служба, - спортзал, - шепчет Катя.
Дело в том, что последним хозяином монастырского здания был топографический техникум.
Любая работа - от чистки картошки до мытья полов в монастыре - зовется послушанием. Настоятельница женского монастыря матушка Паисия дала инокине Виталии особое послушание - получить высшее образование!

Катя Колесникова, окончив с отличием политехнический колледж, учится по специальности “бухучет” в Семейском государственном университете им. Шакарима. На фоне однокурсниц - в открытых топах и джинсах в облипку - инокиня Виталия является на лекции в черном платке и черной юбке до пят.

- Своим одеянием она никого не шокирует. Благо не советские времена, - считает Рамзия ТУЛЕГЕНОВА, куратор Катиной группы. - Допустим, если девушка выходит замуж за парня из семьи, где есть хаджи, то она и вовсе ходит укутанная с головы до ног! Зачем монашке высшее образование? Так и в монастыре нужны квалифицированные кадры. Как ее воспринимают сокурсники? Катя учится на заочном отделении, а там люди взрослые, серьезные. Правда, вначале однокурсники отпускали шутки на тему монашек. Но когда речь зашла о том, кто будет старостой, все 30 человек дружно указали на Катю. Она ответственнее, отзывчивее и дружелюбнее других студентов. У нее отличные организаторские способности. И я не удивлюсь, если со временем юная инокиня станет настоятельницей монастыря.

Я хотела встретиться с другими студентами, но Катя на сей счет высказалась напрямую:
- Вы будете говорить с ребятами обо мне как о какой-то звезде, и я невольно загоржусь. А это с духовной точки зрения неправильно.
Инокиня Виталия побежала на лекцию. После занятий - библиотека. В монастырь она вернется не раньше 18 часов. Сессия в разгаре и до очередного экзамена всего ничего.

Милана ГУЗЕЕВА, Семей, тел. 87055245953
e-mail:lana_semey@mail.ru

Поделиться
Класснуть