Не попадите под раздачу слонов
В Алматы появился новый вид психологического тренинга. Организаторы набирают группы, обещая сделать своих слушателей миллионерами. Желающих масса. Психологи же настороженно ждут, что будет дальше...
За границей тренинги личностного роста или, как их еще называют, лидерские программы, обозначают термином
Life Spring. В Алматы это явление впервые появилось еще в начале 90-х, но не прижилось. Второе пришествие случилось уже в новом веке, когда стали вновь активно действовать лидерские программы. В последнее время в Алматы участники тренингов личностного роста очень часто устраивают всевозможные благотворительные акции, выставки ремесел, организуют инициативные группы, помогающие детям и старикам. Это последняя ступень их обучения. С
Асель КАЛДАМАНОВОЙ (на снимке) мы так и познакомились. Несколько месяцев назад она пришла в редакцию за помощью. Инициативная группа “Горящие сердца” собирала деньги на лечение онкобольных детей. Нужна была статья. Деньги они собрали, и даже отправили на лечение нескольких детей.
На основании рассказа Асель мы попытаемся разобраться, что на самом деле происходит с участниками лидерских программ. Нам помогут
психологи Татьяна ЖУРАВЛЕВА и Анастасия ДЕРГАЧЕВА, многие пациенты которых прошли через лидерские программы.
Асель:
Сначала была эйфория: казалось, только здесь единомышленники, а стоит выйти из зала, как на тебя наваливается враждебный мир. Тогда мне казалось, что я не смогу расстаться с ребятами из своей группы и тренером. Мне было страшно подумать об этом моменте, иногда мне хотелось плакать.
Т.Ж.:
Все начинается еще до того, как человек попал в группу. Он приходит в Life Spring уже “обработанный” теми, кто его туда пригласил. Первая ступень тренинга самая щадящая. Организаторы должны заманить в свои ряды новых участников, поэтому сначала действуют осторожно. Клиент подписывает документ о неразглашении того, что происходит во время лидерской программы, и договор, в котором указано, что он сам за себя несет ответственность. При этом используются элементарные приемы манипуляции. На первом этапе обучения постоянно говорят: наш тренинг не для всех, сюда попадают только избранные, вам крупно повезло. Дальше - больше. Участников провоцируют на то, чтобы они признавались в своих промахах, проблемах, недостатках. Весь положительный опыт стирается, на первый план выходит негатив. В результате человек думает, что у него действительно все плохо. Обычно люди выходят на сцену и публично исповедуются. На тех, кто отказывается, давят. Потом группу при помощи элементарных медитационных упражнений вытаскивают из этого состояния негатива. А уже после этого тренер говорит: оцените, какими вы сюда пришли и какими стали. На самом деле у человека просто меняется эмоцио-нальный фон с отрицательного на положительный, но уже поздно - он подсел на тренинг.
Асель: В какой-то момент у меня появилось ощущение, что на меня давят. Меня не оставляли в покое, постоянно звонили. Мне нравились ребята, с которыми я была в одной группе, но эта опека...
А.Д.:
Во время занятий человека ни на минуту не оставляют в одиночестве, чтобы у него не было возможности спокойно подумать. Совместные обеды и ужины, общение в перерывах. В жестких видах тренинга новичкам даже не разрешают ходить в туалет в одиночку. Если человек сорвался и решил покинуть тренинг, его долго не отпускают. Бесконечные звонки на сотовый и домашний телефоны, сначала уговоры, потом - угрозы. Причем звонят все: члены группы, капитаны, сами тренеры. На втором этапе тренинга будущих лидеров делят на пары, в которой один человек несет ответственность за другого. Это еще один способ удержать клиента внутри программы. Если твой партнер не пришел на тренинг, ты тоже не имеешь права туда войти. Здесь срабатывает четкая установка: люди не хотят подводить друг друга.
Асель: Перед нами рисовали заманчивые картинки: сейчас ты сидишь на заднем сиденье автобуса, а почему бы тебе не пересесть за руль. Да все этого хотят, вот только на тренинге никто не объясняет, как именно это сделать. В нашей группе были очень разные люди, но подход ко всем был одинаковым.
Т.Ж.:
Всех участников группы подгоняют под определенный шаблон: индивидуальности нет, все подчинено законам группы. Во время второй ступени обучения люди переживают различные экстремальные ситуации: просят милостыню на улице, переодеваются в бомжей и ходят по улицам, пристают к незнакомцам. В этом методе нет ничего плохого, это полезный опыт. Но тренерами он преподносится как что-то невероятное, хотя это банально. То же самое касается и всей остальной информации. “Вы преодолели себя, стали лидерами”, - заявляют они. А меняется ли человек на самом деле? Уверена, что нет.
Асель: Лидерская программа - красивая визитная карточка. Тебя вынуждают дать обещание что-то сделать, и это потом довлеет над тобой: ты должен, должен...
Т.Ж.:
Это третий этап - проведение акций. Если ты что-то пообещал, то обязан это сделать. Человеку не дают права выбора, он не может оглянуться и оценить свои возможности. При этом никто не задумывается о том, что подобные акции можно проводить и не участвуя в тренингах. Парадокс: чтобы сделать доброе дело, ты заплатил кругленькую сумму. Разве нельзя обойтись без этого?
Асель: Из-за тренинга я поругалась с отцом, мы не поняли друг друга. На душе до сих пор неприятный осадок.
А.Д.:
На тренинге человеку постоянно внушают мысль о том, что только здесь его понимают, всем остальным этого не дано. Один мой клиент ушел от жены, оставив ее с месячным ребенком на руках только потому, что она решила не посещать лидерскую программу. Мне рассказывали историю о том, как человека во время тренинга попросили выйти на сцену и при всех раздеться. Это делают с теми, кто до конца не сломлен, чтобы окончательно подавить личность. Мужчина не смог. А когда вернулся домой, заявил родным, что из-за них не может сделать элементарных вещей, собрал вещи и ушел.
Асель: Самый большой недостаток этих тренингов - дороговизна. Нас заставляли вовлекать туда людей, однажды мы пришли и сказали: “Сбавьте цену”, но нас и слушать не стали.
Т.Ж.:
Это бизнес, в котором крутятся большие деньги. Тренинг - своеобразный психологический наркотик. Закончился первый этап, человеку говорят: “Мы можем дать тебе дополнительную информацию”. И он платит, вдобавок привлекая все новых и новых людей. Схема классическая, но она, увы, по-прежнему работает.
Что почем
Первоначально в лидерскую группу набирают до ста человек. Обучение проводится в три курса: основной, продвинутый, лидерский. Стоимость первой ступени, своеобразной заманухи, доходит до 300 евро. Каждая из последующих обходится человеку все дороже. В результате стоимость лидерского курса варьируется от 150 тысяч тенге до нескольких тысяч евро.
Полный курс обучения выдерживают, как правило, образованные и состоятельные люди, часто руководители компаний.
Оксана АКУЛОВА, тел. 259-71-99,
e-mail:akulova@time.kz
фото Надежды ПЛЯСКИНОЙ