8947

Аэропонт

АэропонтМеждународный аэропорт Алматы - своего рода визитная карточка города, его, так сказать, воздушные ворота. Однако уже на въезде в эти ворота испытываешь целый букет чувств - от удивления до раздражения.

- Ни в одном аэропорту мира я не видел таких пробок на выезде в город, - поражается американец Сэмюэл САНДЕРС, приехавший в Алматы в командировку. - Мы простояли целый час! Если бы это было в Америке, люди уже давно бы подали в суд на руководство аэропорта и выиграли процесс. Ведь для делового человека время - деньги.

Впрочем алматинцы, повидавшие всякого, уже ничему не удивляются. Подрулив к шлагбаумам, многие глушат мотор, выходят из машин, курят, неспешно беседуют. В народе пятачок перед шлагбаумами уже прозвали “площадью человеческого общения”.

- Алматинский аэропорт давно вызывает у меня негативные эмоции, - говорит сенатор Гани КАСЫМОВ (на снимке). - Он очень маленький и тесный. Хотя статус у него “международный”. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов транзитные рейсы, которые когда-то, из-за того что старый аэропорт сгорел, перешли в Ташкент. Всем авиакомпаниям (так же, как и пассажирам) удобнее летать напрямую в Алматы. Поэтому наш аэропорт необходимо расширять как минимум втрое.
Гани Касымов, профессиональный дипломат и политик, немало поколесил по свету. И по его словам, Казахстан - единственная страна в мире, где рядом с электронными шлагбаумами стоят люди, дублирующие их работу.
- Я такого нигде в мире не видел! - кипятится сенатор. - Везде - или человек, или техника. У нас же парковочные аппараты постоянно отказывают. Вот и возникают пробки…

Сергею ЗЛОТНИКОВУ, исполнительному директору фонда Transparency Kazakhstan (на снимке), часто приходится оставлять машину в парковочном комплексе аэропорта.
- Мне уже неоднократно предлагали приобрести  карточку за 10 тысяч тенге, позволяющую парковать машину бесплатно круглый год. Но какой в ней смысл, если парковочные этажи зачастую используются не по назначению из-за того, что парковочные аппараты не работают. Значит, деньги, которые платят клиенты, уводятся от налогов и оседают в чьих-то карманах.
Как считает Злотников, дело здесь не только в ненадежности техники. Корень проблемы в том, что принято называть “человеческим фактором”.
С правозащитником трудно не согласиться, видя, как девочки и мальчики, приставленные к шлагбаумам, забирают карточки у водителей машин, убегают с ними куда-то, а затем пропускают по три-четыре машины за один раз. При этом никаких чеков не выдается.

В часы пик на стоянке перед терминалом аэропорта невозможно найти свободные парковочные места. Зачастую водителям приходится лавировать по заставленной машинами парковке минут 20-30, пытаясь отыскать хоть какой-то незанятый пятачок. Так и не найдя его, люди вынуждены бросать машины где придется, создавая на площади перед терминалом непроходимые лабиринты.

- Все эти проблемы начались еще при Викторе ХРАПУНОВЕ (бывший аким Алматы. - Р. Б.), - считает заместитель председателя Казахстанской ассоциации оценщиков Александр КАЛИНИН (на снимке). - Прежде всего бросается в глаза проблема парковки машин из-за недостатка места. Более того, поблизости от аэропорта нет никакой альтернативной стоянки. Пусть она будет дальше, но только пусть будет! Да и расценки явно завышены: я как-то оставил машину на двое суток - огромные деньги отдал.


Обслуживание и цены в аэропортовских кафе, бутиках и киосках - отдельная тема. Президент Лиги потребителей Казахстана Светлана САВЧЕНКО (на снимке) не скрывает раздражения:
- Жуткие цены! В Амстердаме чашка кофе дешевле стоит. Даже в Астане такого нет. Это наше фирменное алматинское чудо…


- Я нигде не видел, чтобы чай и бутерброд стоили сорок долларов, - вторит ей Александр Калинин. - Я зарекся перекусывать в аэропорту. Кстати, даже курс валюты в обменных пунктах завышен. Как запустили в аэропорт в храпуновские времена частников, так они и правят бал, не считаясь ни с кем и ни с чем…

Вседозволенность давно вошла в привычку не только у частных арендаторов, но и у сотрудников аэропорта. Один мой знакомый улетал в Голландию, везя с собой гостинцы - пару кругов казы, две бутылки водки, килограмм курта и несколько кило конфет. Естественно, никакого разрешения санэпидемнадзора у него не было. Тем не менее вся эта снедь благополучно попала на борт самолета за символическую тысячу тенге, отданную контролеру при досмотре багажа.

К слову, тысячетенговая купюра магически действует даже на таможенников. Понятно, что при таком “рыночном” подходе запреты, официально действующие в алматинском аэропорту после терактов по всему миру, теряют всякий смысл… Те, кто часто возит с собой крупные суммы наличными, знают: в аэропорту установлен специальный терминал, с помощью которого пассажир может заполнить электронную декларацию. Но как бы хорошо человек ни разбирался в технике, сделать это за минуту-другую он не успеет. Вот и выстраивается перед таможенным терминалом длинная очередь. Но, как, говорится, голь на выдумку хитра: если вместе с заполненной вручную декларацией дать снующим вдоль очереди “жучкам” ту же “штуку”, необходимость в электронной декларации чудесным образом отпадает.

- Когда я работал председателем Таможенного комитета, существовала норма, позволяющая перевозить, не декларируя, до десяти тысяч долларов. И не было такого бардака! - уверен Гани Касымов. - Эта норма доказала свою эффективность, но кто-то “умный” ее отменил… Надо ее незамедлительно вернуть! Более того, необходимо отменить декларацию ввозимой в Казахстан валюты. Пусть иностранцы тратят деньги в нашей стране свободно. Мы от этого только выиграем.
Сенатор убежден: ситуацию, сложившуюся в алматинском аэропорту, необходимо исправлять как можно скорее.

- Для этого требуется отдать одну треть пакета акций аэропорта в руки государства - скажем, акимата Алматы, - предлагает Гани Есенгельдинович. - Аэропорт - это стратегический объект, и государственная доля в нем обязательно должна быть. Это надо сделать немедленно! Вторая треть должна быть выставлена на свободные торги, чтобы любой желающий алматинец мог приобрести акции аэропорта. Это позволит обеспечить общественный контроль. Оставшуюся же треть надо отдать пяти крупнейшим казахстанским банкам, которые станут инвесторами, вкладывающими деньги в развитие аэропорта.
Что ж, вполне логично. Только все, что происходит за шлагбаумами на въезде в алматинский аэропорт, здравой логике поддается плохо…

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы
ruslan@time.kz
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Поделиться
Класснуть