9039

Где тонко - там и ломка

“Ушел на золотой” - такими словами наркоманы провожают в последний путь умерших от “передоза”. И их количество не снижается. Смертность среди наркозависимых подростков в Казахстане за 10 лет выросла в 42 раза! Согласно статистике в Алматы в 2007 году от передозировки наркотиков умерли более двухсот человек. Но шанс сохранить свою жизнь есть у каждого наркомана.
Как вернуться к нормальной жизни? Нужно ли быть жестким или, наоборот, уступчивым с наркоманом - членом вашей семьи? На эти и другие вопросы на “прямой линии” отвечает президент общественного фонда “Центр реабилитации людей, страдающих наркоманией и алкоголизмом, “Новое поколение” Марат ЧЕГОТАЕВ (на снимке).

Алиса, Шымкент:
Вы сами-то знакомы с таким понятием, как ломка? Знаете, как сложно переживать эти минуты? Я наркоманка с 15-летним стажем, несколько раз лечилась, но потом снова возвращалась на иглу. Не верю, что можно вырваться из наркотического плена.
 - Я наркоман с 12-летним стажем, и что такое ломка - знаю не понаслышке. Мой путь к жизни без наркотиков был сложным и долгим, но я сумел перебороть этот соблазн вечного кайфа. От ломки человек на стены лезет, но даже это можно пережить. Для того чтобы “перекумарить”, требуется всего 3-4 дня, а вот потом начинается самое сложное. Человеку, для того чтобы не возвращаться к наркотикам, мало “завязать” - надо полностью поменять концепцию жизни. Наркомания - это плод на дереве, в корневой части которого отсутствует любовь. То есть гнилое дерево дает гнилой плод. В первую очередь, отказываясь от наркотиков, человек должен научиться жить в условиях постоянного соблазна уколоться снова и суметь силой надежды восстать из глубины отчаяния. Взамен малодушия приходит смелость. Как? Звоните по телефону (7272) 64-34-36 или заходите на сайт www. newgeneration.kz

Инна ФЕДОРОВА, Алматы:
Наркозависимость - это болезнь или привычка?
- Болезнь, но не физическая, а ментальная, и медикаментозным путем ее лечить бесполезно. Врач снимает синдром ломки, а потом наркоман встает перед дилеммой: как жить дальше без так называемого “заменителя счастья”? Не найдя себя в обществе, чувствуя свою ненужность, наркозависимый человек снова садится на иглу. Стремительному росту наркомании способствует самая настоящая идеологическая диверсия против молодежи. Воспитательная функция школы, по сути, полностью исключена из закона об образовании. Семейные, общественные связи распадаются - это тоже фактически выбрасывает молодежь за борт жизни. И подросток заполняет эту пустоту наркотой.

Валихан, Кызылорда:
Согласны ли вы с утверждением медиков, что человек, один раз попробовавший наркотики, обязательно становится наркоманом?
- Абсолютно верно! У 30-50 процентов подростков психологическая зависимость развивается уже после первого приема наркотика. Наркотик - это не детская шалость, не игра, которую можно потом по желанию прекратить, не удовлетворение любопытства под девизом “человек должен все попробовать в жизни”, не приятное времяпровождение и не источник авторитета. Наркотик - это орудие медленного - а для кого-то и быстрого - и неотвратимого самоубийства.

Алевтина ИВАНОВА, Рудный:
Вы можете назвать реальную цифру наркозависимых людей в Казахстане?
- Мы такую статистику не ведем. Но официальные данные умножьте  на 100 - и получите истинное число наркоманов в стране.

Геннадий НЕУМЫВАКО, Астана:
При лечении наркозависимости стоит ли обращаться к народным целителям или все-таки лучше предпочесть профессионального врача?
- Народная медицина нацелена на то, чтобы избавить человека от ломки. Многие наркоманы тратят на лечение у целителей огромные деньги, но результат, как правило, нулевой. Это - бизнес на горе родителей. Психологические установки, которые дают так называемые маги, не работают и не меняют в корне специфику жизни наркомана. Лечение наркомании - не сиюминутная помощь. На нее уходят месяцы реабилитации, и здесь нужна квалифицированная помощь психолога, нарколога и родных людей. В наркодиспансерах, как правило, снимают ломку, а вот дальше нужно искать реабилитационный центр и уже там продолжать возвращение к нормальной жизни.

Галина ВИНОГРАДОВА, Тараз:
Сыну 14 лет, в последнее время стала замечать, что у него очень красные глаза. Подруга говорит, что, скорее всего, он курит анашу. Как определить, наркоман мой сын или нет?
- Не всегда красные глаза - признак наркозависимости. Но если есть подозрения, то для начала стоит поговорить с сыном по душам. Если он не сознается, есть масса тестов, которые продаются в медицинских учреждениях, с помощью которых можно проверить на любую наркозависимость - начиная с анаши и до героина. Существуют несколько категорий наркотиков. Опиатные - героин, опий-сырец (“ханка”), метадон. Признаки опьянения: очень узкий, не реагирующий на перемену освещения зрачок (в норме зрачок должен расширяться в темноте и сужаться на свету, по этой причине опьяневший плохо видит при слабом освещении), сонливость, замедленная речь, задумчивость, зацикленность на одной и той же теме (но может быть и веселым, добродушным, остроумным); бледное лицо. У начинающих опьянение длится около 10 часов, у наркоманов со стажем может сокращаться до 3-4 часов и менее. Препараты конопли - марихуана, анаша (гашиш, план, хеш). Признаки: расширенные зрачки, покраснение лица и склеры глаз. Человек возбужден, подвижен, быстро и много говорит. Настроение легко меняется: может быть весел, возбужден, а уже через несколько секунд - плаксив и раздражителен. Через некоторое время после курения конопли, как правило, пробуждается сильнейший аппетит. Все описанное касается средних доз конопли, если же доза была большая, то картина опьянения выглядит по-другому: узкие зрачки, бледное лицо, сухие губы, заторможенное “пьяное” поведение, специфический запах конопли от одежды, волос, изо рта. Психостимуляторы - эфедрин, амфетамин (фенамин), экстази, ХТС. Признаки опьянения: зрачок расширен, частый пульс, сухая кожа. Опьяневшие активны, быстро говорят, часто и бессвязно перескакивают с одной мысли на другую.

Фархат, Алматы:
Как реально родственники могут помочь тем, кто прощается с наркотиками? Нужно ли быть жестким или, наоборот, уступчивым с наркоманом?
- Во-первых, нельзя поощрять никаких попыток наркомана “раскумариться”. Очень часто родители сами дают деньги на укол, поддавшись на обещания сына или дочери “завязать” и лечь в клинику буквально завтра. Во-вторых, не надо скрывать наркозависимость ребенка от других членов семьи. Порой мать знает, но не говорит отцу - и наоборот. В итоге потом бывает поздно. В-третьих, нужно проявить жесткость и определить чадо на лечение. При этом помочь ему поверить в себя и заполнить его душевную пустоту любовью и вниманием. Наркоман боится остаться без наркотиков, и вот тут родители должны проявить твердость.

Азат, Талдыкорган:
Как вы думаете, если легализуют метадон, то наркомания действительно пойдет на спад?
- Метадон - это анальгетик опийного ряда синтетического происхождения, который врачи решили использовать в качестве заменителя наркотиков. Снижая наркоману дозу, они думают, что проблема будет решена. Это ошибочное мнение. Запретный плод всегда сладок - так зачем давать людям еще один повод его попробовать? Метадон будет общедоступен, и наркоману это только на руку. Тем более что метадон - не инъекционный наркотик, а значит, не оставляет следов на руках. К чему мы толкаем молодежь? Получается так: принимайте наркотики - только не инфицируйтесь! Но даже в случае внедрения заместительной терапии наркоман все равно останется наркоманом. Мы что, хотим создать более комфортные условия для них? Метадоновая зависимость лечится сложнее, чем героиновая. Это уже признали многие зарубежные страны, которые легализовали этот анальгетик. У нас в центре есть люди, которые употребляли метадон, желая отказаться от наркотиков, и они сейчас проходят усиленный курс лечения.

На “прямой линии” дежурила Надежда ПЛЯСКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть