8471

Чувак спешит на помощь

Чувак спешит на помощьОбычно вначале следует представлять героя: вот, дескать, скандально безвестный режиссер или знаменитый в будущем писатель будет резать правду-матку, не жалея никого, кроме себя самого.
Тимура НУСИМБЕКОВА в эту прокрустову раскладушку профессиональных достижений не уложишь: ладно бы ноги  -  голова постоянно мешает. Та голова, которая заставила его написать либретто к балету, сделать несколько персональных фотовыставок, сняться в российской комедии, модерировать сайт arba.ru, два года отработать редактором журнала “Эсквайр” и начать документальный фильм о композиторе Куате ШИЛЬДЕБАЕВЕ в качестве режиссера.
Очень разносторонний человек этот Тимур Нусимбеков.

Как по нотам

- Почему в качестве героя первого фильма ты выбрал Шильдебаева?

- Потому что он великий композитор. Впервые я услышал его музыку в фильме “Гибель Отрара” - лучшей, на мой взгляд, отечественной картине 90-х. Затем Куат был композитором документальной ленты о пеликанах, которую делал мой отец. Его искусство меня просто поразило. Шильдебаев - невероятно недооцененный талант. Не нашего, локального, а мирового уровня. У нас мало кто знает, что его произведения играл в мировом турне знаменитый квартет “Кронос”...
 
- Бюджет своего фильма огласишь?

-  Нет, потому что мне просто стыдно о нем говорить.

- Он настолько большой?

- Настолько маленький. Многие из съемочной группы работают бесплатно, на энтузиазме. Что до меня, то я не просто работаю бесплатно, но и вложил в фильм свои деньги. Как и Мурат НУГМАНОВ, мой друг и партнер по проекту. Картина будет документальной, с массой как серьезных, так и стебных моментов. В творческом плане Куат дал мне полный карт-бланш. Надеюсь, в мае мы проведем премьеру.

- Без обид: сейчас очень много народа берется снимать кино, не соображая в нем и не имея профобразования. Не боишься облажаться?

-  Если бы я боялся облажаться, то никогда не прыгнул бы с парашютом и не потерял бы  девственность. Даже если мой фильм будет самым хреновым фильмом тысячелетия, я его снял не на деньги налогоплательщиков. И буду нести ответственность перед собой, своими друзьями и инвесторами, которые дали на него деньги. Одно точно могу сказать - каким бы ни был фильм, музыка там будет великолепная.

Кадры за кадром

- Если бы в творческом плане тебе дала карт-бланш жизнь, что бы ты снял?

- Идей много: от камерных постановок до триллеров. Еще в свое время мне довелось поработать барменом в борделе - чем не тема для комедии или драмы?

- Вообще-то борделей у нас нет официально.

- У нас много чего нет официально. Но это ни о чем не говорит. Мы по-прежнему страна с тоталитарным мышлением. Особенно это было видно по недавнему пробегу олимпийских факелоносцев. Всем алматинцам и гостям города отправили эсэмэски с рекомендацией воздержаться от появления в тех местах, где будет шоу. А я там оказался. И опоздал на работу, так как не смог поймать такси. Более того, у меня было ощущение, что мы вновь оказались в СССР: кругом стояли управляемые толпы школьников, студентов, госслужащих и пенсионеров, которые по команде поднимали флаги и кричали “Казахстан!”. Абсолютно ясно после таких сумасшествий, что верхушка страны относится к народу с пренебрежением. И что самое страшное, у народа это не вызывает протеста. Это очень хорошая тема для какого-нибудь сатирического проекта.
Социальное разделение общества очевидно. Канат ИБРАГИМОВ сказал, что общество расслоилось даже не по уровню благосостояния, а на своего рода касты: по стилю жизни, образу поведения. За годы независимости мы не приобрели зачатки демократического мышления, а лишь переняли негатив вроде кастовой системы из Индии. У нас тоже есть брахманы, кшатрии, элита, чернь и так далее. В этом отношении Алматы очень похож на Москву: гламуризация, надменное отношение к тем, кто ниже тебя...

- А мне казалось, что главная проблема Белокаменной - национальная нетерпимость.

- У нас то же самое, просто там это по-другому выражается. Наше общество нормально воспринимает уничижительные шутки в адрес киргизов и узбеков в исполнении наших кавээнщиков. И это еще печальнее оттого, что все наше благополучие достигнуто не усилиями всей нации или правительства, а ценами на углеводороды и нескончаемыми запасами полезных ископаемых. Нет у нас наукоемких отраслей промышленности, культура в коме, так что вся надменность наша - на пустом месте.

Живой журнал

- Почему ты ушел из “Эсквайра”?

- Начались разногласия с руководством. В определенный момент мы перестали понимать друг друга. Я говорю о местном руководстве - с московской редакцией у нас было полное взаимопонимание. Вообще, российский “Эсквайр” мне импонирует в том числе и тем, что он целенаправленно занимается критикой путинского режима. Изданию уже шьют серьезные уголовные дела...

- Тебе не шили? Или в локализованном издании все было гораздо политкорректнее?

- Никто не сможет обвинить меня в конъюнктуре. По мере сил я старался сохранять в журнале здоровый критический настрой. Мы приводили очень смелые цитаты Токтара
АУБАКИРОВА, Григория МАРЧЕНКО
, когда тот позволил себе, на удивление, резкие выпады о современной ситуации в стране. Нам писал колонку Герольд БЕЛЬГЕР - на мой взгляд, главный адекватный мозг в стране из стана культуры. Те вещи, которые должна была генерировать казахская интеллигенция, у нас почему-то делает немец, пусть и казахскоязычный. Он постоянно и целенаправленно говорит о том, что творится, хорошо это или плохо. Другие же даже с “крышей”, якобы народные, а на самом деле придворные поэты молчат.

- А почему?

- Не знаю, я же с ними не общаюсь - у них плохая энергетика. Боюсь деградировать. К тому же они не представляют ценности для искусства. Вообще настоящий художник должен быть как минимум удален от власти - у него работают другие группы мышц, к чиновничеству отношения не имеющие.
Хотя справедливости ради надо сказать, что я вообще не знаком с творчеством, например, Мухтара ШАХАНОВА. Да, это, может быть, плохо - но я же не претендую на звание интеллектуала и не выступаю от лица своего поколения и демократических сил. Я обычный чувак, который интересуется жизнью в стране и позволяет себе что-то сказать о ней.
Слушай, а что мы только о плохом говорим? Ведь масса позитивного есть в нашей стране!

- Например?

- Количество красивых девушек на квадратный километр в Алматы превышает все допустимые пределы. Это великолепно!

- Усматриваешь в этом заслугу правительства?

- Все, что есть хорошего в нашей стране, досталось нам от природы. Остальным занимаются правительство и бездельники вроде меня.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее