6750

Он хочет быть президентом

В 1998 году Семипалатинск потрясла трагедия: на отдаленном отгоне озверевший подонок убил молодую чету, а их малышей, обрекая на мучительную смерть от голода и холода, запер в промерзшем зимовье. В течение десяти дней дети боролись за жизнь и… выжили! Но трагедия не прошла бесследно. Самый младший обморозил ножки, и врачам пришлось их ампутировать. Об этой истории, которую уже многие забыли, недавно напомнил пресс-секретарь УВД Семея Елубек ОСПАНОВ. Рассказывая о лучших сотрудниках, он отметил и участкового Габдулкарима КАРТАБАЕВА, воспитывающего тех самых ребятишек!

Вначале Габдулкарим отказался встречаться с журналистом. Но на днях позвонил сам:
- Мы не хотели бередить старые раны… Но люди должны знать: дети - самое дорогое, что есть в жизни.

Старший брат Габдулкарима - Серикболсын - в непростые 90-е стал первым, кто основал в Жанасемейском районе крестьянское хозяйство. Отправляясь с семьей на зимовку, он нанял в помощники городского бродягу. Однажды наемный работник, взяв у хозяина ружье для отстрела волков, хладно­кровно убил супругов, обчистил дом и, перед тем как пуститься в бега, запер в зимовье детей, старшей из которых - Айгерим - было 5 лет, Олжасу - 4, а Мирасу не исполнилось и двух.

- Бушевал буран. А до ближайшего населенного пункта 7 километров, - говорит Габдулкарим Картабаев. - Расчет был прост: дня два-три туда точно никто не сунется. А за это время беспомощные дети умрут.

Первая живая душа появилась на зимовье только на десятый день после драмы. Это был сельчанин, который пришел к Картабаевым за щенком для сына. Он сразу почувствовал неладное: постройка была заметена, кругом - ни следа!
Дети выжили благодаря Айгерим. В остывшем доме она соорудила подобие шалаша из вороха вещей и делила продукты поровну. Когда запасы хлеба, баурсаков и курта закончились, в ход пошли сырые рожки и очистки лука. Воду добывала из ведер, разбивая лед ножом. К замерзающим малышам прибились две кошки, одна из которых до сих пор жива.

- Потеря брата и его жены стала для нас страшным ударом, - с горечью вспоминает Габдулкарим. - Теперь мы боялись за племянников, ведь они с тяжелыми простудными заболеваниями пролежали в больнице три месяца. Больше всего испытаний выпало на долю Мираса: одну ногу ему пришлось ампутировать по колено, на другой не удалось сохранить стопу. 8 марта, когда он был еще в реанимации, ему исполнилось 2 годика…

После гибели Серикболсына братья Габдулкарим и Габдулмурат и сестры Гульжанат и Гульжавар устроили совет. Когда произошла трагедия, старшая дочь Серикболсына - Гаухар - жила в городе у Габдулкарима, в свои 30 он еще не был женат. И опекунство оформил на себя Габдулмурат, имеющий двоих детей.

Вскоре он отправился в село - поднимать крестьянское хозяйство. Ослабленным племянникам нужны были свежие продукты. А из всего стада в ту страшную зиму выжили только шесть баранов!
Габдулмурата дети называют дедушкой, Габдулкарима - папой, а тетю Гульжавар, помогающую брату управляться с детьми, маленький Мирасик именует мамой. Через год у него появилась еще одна мама - Нурсулу.

- Я заприметил ее в Чимкенте, - улыбается Габдулкарим. - Страшно боялся сделать предложение. Мне шел четвертый десяток, а Нурсулу - 21 год! Она красивая, умная, образованная, окончила музыкальное училище по классу кобыза. А у меня - шестеро по лавкам! К тому времени ко мне дети брата переехали. Короче, я честно все обрисовал ей. И она не испугалась. Как только мы сошли с поезда, 6-летняя Айгерим сказала: “Папа, вот наша мама!”. И Нурсулу - в слезы.

Айгерим уже давно ходит в школу. Гульпаш ТУРЛЫБЕКОВА, замдиректора по воспитательной работе средней школы № 22, нарадоваться не может на учеников Картабаевых:
- Братья Габдулкарим и Габдулмурат - молодцы! Прекрасных детей воспитали. Гаухар сейчас в педколледже, Айгерим - в 9-м классе, Олжас - в 8-м, Мирас - в 6-м. Все - активные, целеустремленные, а Мирасик - отличник! Кстати, сейчас Мирас с мамой Нурсулу в школе. Несмотря на то что она на седьмом месяце беременности, продолжает проводить репетиции в кружке художественной самодеятельности. Сознательная такая! Хотите, позову?
И вот передо мной Нурсулу и Мирас Картабаевы (на снимке). Ну кто скажет, что это не мать с сыном? Пока завуч перечисляет заслуги Мираса - победитель олимпиад, зачитывается историческими романами, сочиняет стихи, он отчаянно смущается. А потом парирует:
- Я такой, как все! Люблю играть в компьютерные игры и ходить с друзьями в кино. Вот только мам и пап у меня больше, чем у других…
Мирасу пора на урок. Замечаю, что он почти не хромает. Просто походка чуть-чуть вприпрыжку. Как будто торопится все успеть.

Нурсулу ловит мой взгляд:
- Трудно было, когда Мирас в 5 лет встал на протезы. Вначале ежедневно учился ходить по получасу, потом - по часу. Когда становилось больно и он падал, мы плакали вместе с ним. Но ведь и радовались каждому его шагу! Мирас мечтает быть президентом. Он говорит, что президентами становятся только сильные люди, а Мирас - сильный.

И после небольшой паузы Нурсулу добавляет:
- Я собираюсь рожать в третий раз. В моей семье это будет восьмой ребенок. Мы никогда не делим детей на своих и чужих. Главное - держаться вместе. Десять лет назад даже малыши поняли это.

Милана ГУЗЕЕВА, Семей
Фото автора
тел. 87055245953,
e-mail:
lana_semey@mail.ru

Поделиться
Класснуть