8036

Кто поможет Нурсултану?

Кто поможет Нурсултану?Днем у нее нет времени на слезы. Лишь ночью, измотанная непосильным трудом, заботами и тревогами, женщина плачет. Реветь навзрыд Толкынай не может - боится потревожить сон своих малышей.

С самого начала женское счастье Толкынай КЫДЫРБАЕВОЙ не заладилось. Вначале муж журил за то, что она бесплодна, а позже выгнал на улицу. Она даже хотела наложить на себя руки. Отчаяние отступило, когда встретила Абдуманапа. Вместе с ним она отправилась жить на отдаленное пастбище, чтобы присматривать за чужим скотом. Сарай, выделенный для них хозяином отары, стал единственным приютом. Вскоре Толкынай узнала о том, что станет матерью:
- Я поверить не могла, ведь прежний муж упрекал меня, что я - пустая. А тут ребенок. Муж радовался наравне со мной.
С разницей в год на свет появились два мальчика. И все было бы ничего, если бы Абдуманап не стал прикладываться к бутылке. Толкынай к тому времени опять ждала ребенка, втайне надеясь сохранить семью рождением дочери. Она вспоминает:
- Муж к беременности отнесся спокойно, но когда я приехала домой после УЗИ и рассказала, что будет двойня, он запил еще сильнее, а потом и вовсе ушел из дома.

В мае 2006 года Толкынай родила... тройню. Как поднимать на ноги эту ораву, Толкынай не знала. Вот тогда-то одна из санитарок роддома подсказала выход: а ты назови мальцов именами известных людей. Первый малыш стал Нурсултаном, второй - Болатом, в честь тогдашнего акима области, а ныне сенатора Болата ЖЫЛКЫШИЕВА, а третий - Умирзаком, в знак уважения к бывшему акиму Шымкента Умирзаку АМЕТУ. Толкынай рассказывает:
- Я ведь как думала: раз у меня судьба не сложилась, пусть хоть у ребятишек все будет хорошо. Как назвать старшего из тройни, я не раздумывала. Тезки двух других детишек - тоже птицы высокого полета.

Придуманный ход поначалу сработал - журналисты и чиновники толпами шли в роддом, чтобы навестить мать с малышами. Умиленные видом бутузов, чиновники сулили Толкынай и квартиру, и всемерную поддержку. Но вскоре ажиотаж спал. На первое время молодую мамашу приютили родственники. А потом она вместе с детьми вернулась в обветшалый степной сарай.
- Так и живем здесь, - говорит женщина. - Спасибо хозяину кошары, что дает возможность заработать немного денег. Правда, почти все 10 тысяч забирает мой братишка, который вместе со мной ухаживает за скотом. Ему деньги нужны, он - молодой.

Толкынай уверяет, что всю жизнь будет молиться о здоровье работодателя, давшего угол, работу и позволившего поить детей коровьим молоком. Это все, что они имеют. Мясо едят пару раз в году, а о конфетах и печенье не ведают. Кстати, на моих глазах два старших сына Толкынай подрались из-за яблока, а тройняшки на поединок смотрели голодными глазами.
Скучать с бесштанной командой женщине не приходится. Дети, особенно младшие, расползаются по степи, как таракашки.
- Мне нужно работать, а следить за малышами некогда. Вокруг много ядовитых змей и пауков, иногда даже в сарай заползают. Но и здесь, боюсь, как бы горящую печку не открыли. Вот и привязываю Нуреке, Баке и Умирзак-агая шпагатом к полу. Так безопаснее, да и они уже привыкли.

Тяжелее всего Толкынай приходится зимой: снежные завалы отрезают ее от мира, электричества в сарае нет, а до ближайшей водокачки нужно еще дойти. Нынешней зимой Толкынай вместе со старшими пацанами собирала снег, растапливала его на печке, а затем поила детей и скот. Женщина вздыхает:
- Впервые за последние четыре месяца я их искупала за день до вашего приезда. Будто знала, что гости будут.
О том, что за детьми должна наблюдать патронажная медсестра, Толкынай не знает. За полтора года степной жизни к ее малышам не наведывался ни один медик. Прививок, положенных новорожденным после выписки из роддома, им не делали. Благо, дети и мать на здоровье не жалуются.

После рождения тройни женщине посоветовали подать заявление на выплату единовременного пособия. Однако собрать необходимый пакет документов она не смогла - не на кого было оставить детей. И все же женщина пару раз вырвалась в город и пыталась пробить денежный вопрос:
- Я была на приеме у районного акима. Но он меня и слушать не стал. В собесе со мной тоже не стали разговаривать. Только спустя два года после рождения Нурсултана, Болата и Умирзака мне прислали первые деньги.

Это было накануне Нового года. Незнакомые люди привезли 50 тысяч тенге и несколько мешков муки.

                                                    Мы от вас слышим впервые...
Именно так реагировали чиновники на рассказ о семье Кыдырбаевых. Главный педиатр области Назипа АШИМОВА заверила, что к Толкынай немедля отправится бригада врачей: малыши пройдут вакцинацию и полное медицинское обследование, а если необходимо, матери и детям окажут медицинскую помощь. Назипа Орынбасаровна возмущается:
- Мы здесь за каждого ребенка боремся, а на местах, смотрите, что происходит! Пятеро детишек исчезли из поля зрения педиатров, и никто их не ищет! Сначала мы решим вопрос со здоровьем семьи, а потом возьмемся за тех, кто допустил вопиющую халатность!

Не менее эмоциональной была и начальник отдела социальной помощи областного департамента координации занятости и социальных программ Назира СЕЙДУЛЛАЕВА:
- Мы непременно разберемся в этой истории и сделаем все, от нас зависящее, чтобы помочь. Учитывая сложное положение, возможно, попробуем выступить перед акимами области и города с ходатайством о выделении семье Кыдырбаевых социального жилья.

Начальник отдела жилищно-коммунального управления Шымкентского акимата Гульнар АШИРБАЕВА заступила на должность всего месяц назад и с делами двухгодичной давности пока не знакома:
- Я что-то слышала об этой тройне, но как потом развивалась история, не знаю. Конечно, здорово, что женщина дала такие громкие имена ребятишкам, но с точки зрения закона это не имеет никакого веса. Прежде всего нам необходимо поднять документацию, возможно, что Кыдырбаева и не подавала нам заявление на получение квартиры. По закону, я думаю, она может рассчитывать на коммунальное жилье, но только в порядке очереди.

Директор областного департамента по защите прав детей Галия ДЖУСУПОВА заверила, что и ее ведомство не останется в стороне:
- Наш департамент создан совсем недавно, и мы не располагаем сведениями об этой семье. Но раз есть такая проблема, будем ее решать. Поднимем на ноги общественность, спонсоров, пойдем к акимам. Но эту семью в беде не оставим.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть

Свежее