22275

Длинные руки рынка

В редакцию газеты “Время” за помощью обратился бывший офицер УБОП ДВД Алматы по имени Камал (из соображений его личной безопасности мы не указываем ни фамилии, ни настоящего имени). Сейчас он руководит службой безопасности и занимается охраной рынков. С первых же дней, по словам майора, его пытались, что называется, “нагнуть” и заставить закрыть глаза на беспредел, чинимый на рынках членами известных в стране преступных сообществ. Камал начал наводить жесткие порядки на своей территории и попал в немилость “братвы”. За ним следили, несколько раз предупреждали: плохо кончишь. Но не зря говорят: оперов бывших не бывает. Камал, по его словам, выявил некоторые любопытные факты и связи с подозрительными личностями исполнительного директора ТОО “Тигрохауд” С. ЕСИМХАНОВА и доложил об этом гендиректору фирмы. Реакция была незамедлительной - 6 января 2006 года в двух шагах от дома на начальника службы безопасности напали пятеро. Множественные ножевые ранения, переломы, ушиб и сотрясение головного мозга - с таким диагнозом Камала госпитализировали в реанимацию. Бывший майор чудом выжил и написал заявление в полицию.

- Следственным управлением ДВД Алматы, - рассказывает Камал, - по этому факту возбуждено уголовное дело. Но следствие проводится необъективно. В материалах дела имеются результаты экспертиз, которые говорят о причастности братьев Есимхановых - Саята и Асхата - к этому делу. Однако С. Есимханов, по моему мнению, благодаря своим связям в правоохранительных структурах на уровне начальников управлений прокуратуры, ДВД Алматы и Алматинской области направил ход следствия по ложному пути, а старший следователь ДВД А. БАЙДОСОВ, я считаю, поддерживает Есимханова и его друзей из силовых структур. Когда у меня появилось подозрение в необъективности следствия, я обратился с письменным заявлением на имя начальника ДВД города Ерлана ТУРГУМБАЕВА с просьбой передать дело в “убойный” отдел.

Вот уже почти два года уголовное дело кочует из одного кабинета в другой, Камал исправно приходит на допросы и очные ставки, продолжает очищать вверенные ему под охрану рынки от преступных группировок, но всякий раз убеждается: криминалитет сильнее. Однако упрямый майор не сдается. Камал говорит, что его деятельность устраивает гендиректора, а бандитов он перестал бояться еще в отделе разработок уголовных авторитетов УБОП.

- Конечно, страшно, - продолжает невеселый рассказ Камал. - За себя, а прежде всего за семью. Но кто-то же должен следить за порядком, если полицейские, обязанные делать это по долгу службы, сидят за одним праздничным столом с представителями криминальных авторитетов. Есть фотографии, подтверждающие мои слова, но почему-то никого из руководителей силовых структур страны это не заинтересовало. Я писал во все инстанции, начиная от РУВД и заканчивая Советом безопасности РК, но все жалобы спускаются опять в ДВД, а там у моих обидчиков все схвачено...

Длинные руки рынкаИз заявления генеральному прокурору Рашиду ТУСУПБЕКОВУ:

Я был подвергнут нападению со стороны Саята и Асхата Есимхановых, Серика Тузубаева и еще двоих не известных мне мужчин. Согласно судебно-биологической экпертизе 04-04/56 от 24. 1. 2006 г. на рукаве куртки и сапогах Асхата обнаружена моя кровь. Серик бил по голове трубой, Асхат несколько раз ударил в спину ножом, избиением руководил Саят. Эти показания я подтвердил и на очных ставках с братьями. По делу допрошены работники ТОО “Тигрохауд”, которые слышали, как Саят Есимханов угрожал мне, называя “бывшим ментом”. Сразу же после нападения С. Тузубаев скрылся, в отношении С. Есимханова прокурор Алматы Д. БАЙТУКБАЕВ дал санкцию на арест. Однако в октябре 2007 года его первый заместитель Н. АБДИРОВ, несмотря на указания Генпрокуратуры, отказался арестовать других нападавших - Асхата Есимханова и Серика Тузубаева. На наши ходатайства и заявления прокуратура никак не отреагировала.
Прошу не перенаправлять данную жалобу в прокуратуру Алматы, взять расследование уголовного дела под личный контроль и надзор, санкционировать арест Асхата Есимханова и Серика Тузубаева...”.

Аналогичные заявления были адресованы п редседателю КНБ А. ШАБДАРБАЕВУ, министру МВД Б. МУХАМЕДЖАНОВУ, секретарю Совбеза Б. ИМАШЕВУ и другим руководителям правоохранительных ведомств. Камал пишет о том, что руководители силовых подразделений тесно общаются со многими уголовными авторитетами, а старший следователь ДВД А. БАЙДОСОВ… потерял часть вещественных доказательств по делу. К каждому заявлению (в том числе и написанному в редакцию) Камал приложил фотографии, на которых изображены и те и другие.

Начальник управления прокуратуры Алматы Р. ТОЙЖАНОВ написал ответ заявителю:

Ваша жалоба о волоките и ненадлежащем расследовании рассмотрена. 5 сентября 2006 года постановление следователя А. Байдосова о приостановлении производства по делу ввиду необоснованности отменено. От руководства ДВД потребовано принять все меры, направленные на полноту и качество следствия, принятие законного решения. За допущенную волокиту в отношении А. Байдосова возбуждено дисциплинарное производство. О принятом процессуальном решении вы будете дополнительно уведомлены”.

Судя по этому и другим ответным письмам, расследование уголовного дела находится на особом контроле сразу в нескольких ведомст­вах, но майору от этого не легче.

- В высоких кабинетах чины с полковничьими звездами мне говорят: работаем, накажем, посадим, - продолжает Камал. - Но в реальности все происходит с точностью до наоборот. Я по работе часто бываю на рынках и вижу, как уголовные авторитеты ставят “на счетчик” предпринимателей. Практически все платят дань, хотя есть одиночки, которые пишут заявления в полицию, ДКНБ, прокуратуру. На время бандиты исчезают с рынков, но появляются представители проверяющих и силовых органов и опять “трясут” коммерсантов. После такого прессинга далеко не каждый отважится восстать против системы. Недавно мы с сотрудниками заметили, как некий Марат, представитель одной из группировок, сидит... в кабинете директора рынка и рассуждает о “вкладе” предпринимателей в так называемый воровской общак. Мы сцепились с ним и все-таки вынудили покинуть рынок. В охране много бывших офицеров, есть и бойцы спецназа. А их словами не напугать. Марат ушел, но обещал вернуться. По старой дружбе звоню в полицию, а мне в ответ: “Камал, тебе это надо? Закроем мы его, набегут адвокаты, предприниматель уйдет в отказ, авторитет выйдет на волю, а нам достанется сверху”. Я не понимаю, кто тогда должен бороться с бандитизмом и коррупцией?

Он говорит, что провел собст­венное расследование и выяснил: львиная доля денежных сборов с рынков уходит не в казну города, а в “фонд” преступных группировок. Он знает схемы отъема денег у предпринимателей, суммы и посредников, которые собирают на рынках дань в казну известных ОПГ. Но в одиночку даже бывшему майору УБОП с криминалитетом не справиться. А его вчерашние коллеги помогать не хотят. Камал догадывается, почему...

На эту тему я поговорил с несколькими сотрудниками, которые специализируются на борьбе с оргпреступностью. Как только речь заходила об известных преступных группировках и их лидерах, мои собеседники просили их не “светить”, а все комментарии сводились к одному: мы, мол, потратим кучу времени и средств на выявление этих фактов, закроем пару-тройку криминальных лидеров и “положенцев”. А на следующий же день потерпевшему предпринимателю с лихвой возместят материальный ущерб, и он тут же откажется от всех обвинений. Дело придется прекращать, а бандитов - выпускать на волю чуть ли не с извинениями.

На снимке (слева направо): начальник УБОП ДВД Алматинской области полковник Ермек АМИРЖАНОВ, старший уполномоченный управления криминальной полиции ДВД Алматы Берик Алиакпаров и Саят Есимханов, подозреваемый в жестоком избиении начальника службы безопасности.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

ОТ РЕДАКЦИИ:

Получается замкнутый круг. Правоохранители, зная чуть ли не всех уголовных авторитетов в лицо, не могут побороть организованную преступность в стране.
В приватных беседах люди с большими звездами на погонах не скрывают: криминалитет и исполнительная власть тесно переплелись, а вчерашние “авторитеты” преступного мира фактически руководят целыми структурами. В итоге честные полицейские не выдерживают этой борьбы с ветряными мельницами, снимают с себя погоны и уходят в частные фирмы.
Возникает закономерный вопрос: если силовики не могут (или не хотят?) помочь предпринимателям избавиться от вымогателей и рэкетиров, то кто в таком случае защитит частный бизнес, о всемерной поддержке которого столько говорится с высоких трибун?

Поделиться
Класснуть

Свежее