9068

Коматозное состояние

Впервые в истории здравоохранения Северо-Казахстанской области в городском суде Петропавловска идет судебный процесс по обвинению медицинского работника в… клевете. Начальник департамента здравоохранения Наталья ВОРОНЦОВА посчитала жалобу президенту Нурсултану НАЗАРБАЕВУ, написанную ее подчиненной, распространением заведомо ложных сведений, порочащих ее честь и достоинство.


Между тем это было далеко не первое обращение к главе государства североказахстанских фтизиатров. О тяжелом положении, сложившемся в противотуберкулезной службе области, они уведомляли президента и в 2005-м, и в 2006 году. Предпоследнее обращение подписал 251 медик, но первой, на свою голову, поставила тогда подпись Ра иса КУСАИНОВА. Жаловаться врачам было на что.

Заболеваемость туберкулезом среди работников областного противотуберкулезного диспансера в последние годы растет в геометрической прогрессии. Если в 2003 году был зарегистрирован всего один такой случай, то в прошлом, 2007-м, заболели 9 сотрудников. Буквально изнутри, с больничной койки тубдиспансера, эту проблему осветил бывший завотделением для больных с лекарственно-устойчивой формой туберкулеза, а ныне инвалид I группы Серик АХМЕТЖАНОВ:

- К тому моменту, как заболел туберкулезом позвоночника и легких в 2006 году, я 32 года отработал врачом-фтизиатром. Последнее время трудился, пожалуй, на самом опасном участке, все 100 процентов моих больных страдали заразной, лекарственно-устойчивой формой туберкулеза, а количество их в отделении в два раза превышало санитарные нормы. Вентиляция в корпусе не работала, отсутствовали индивидуальные маски... Из-за тяжелого положения в противотуберкулезной службе к нам никто не идет работать: треть персонала - уже пенсионеры. Кстати, мои сыновья - врачи, но во фтизиатрию идти отказались…

О собственном состоянии здоровья Серик Ахметжанов добавляет с профессиональной откровенностью:

- По крайней мере, теперь хотя бы на ноги встаю. Но вылечиться полностью уже не смогу никогда.

В штате областного противотуберкулезного диспансера сейчас числятся 40 врачей, требуется еще 29. Но за последние годы их ряды пополнились только одним молодым специалистом. Но вот беда, эта недавняя выпускница Карагандинской государственной медицинской академии тоже успела переболеть туберкулезом.
Обо всех этих проблемах и писали североказахстанские медики главе государства в 2006 году. Фтизиатры просили увеличить надбавки за труд в особо вредных условиях на 60 процентов от среднемесячной заработной платы. Сейчас, кстати, эта надбавка составляет всего 5 тысяч 227 тенге. Просили выделить дополнительные средства для оздоровления медработников в санаториях, увеличить продолжительность отпуска до 45 дней, вернуть льготную пенсию. Ходатайствовали о возврате отмененного в августе 2004 года единовременного пособия фтизиатрам, заболевшим туберкулезом.

И вот Раисе Кусаиновой, первой подписавшей обращение, руководство департамента здравоохранения, по ее словам, подобной дер­зости не простило:

- Начальник департамента Наталья Воронцова несколько раз предлагала мне уволиться по собственному желанию. Даже обещала дать отличные рекомендации на должность главного врача противотуберкулезного диспансера в Южно-Казахстанской области. Заявление писать я отказалась и в результате подверглась жестокому прессингу со стороны руководства. Было проведено настоящее расследование: кто и почему подписывал бумагу, кто организовывал, кто отвозил…

В своей служебной записке занимавшему тогда пост акима Северо-Казахстанской области Таиру МАНСУРОВУ начальник департамента здравоохранения Наталья Воронцова сообщала: “ Кусаинова Р. Е. первой подписала данное обращение и настроила весь коллектив на организацию данного обращения”. Воронцова попросила Таира Мансурова согласовать вопрос об… “ освобождении от должности замглавврача областного противотуберкулезного диспансера Кусаиновой Р. Е. по результатам проверки”.
И это при том, что какая-либо проверка в ту пору не проводилась. И тогда, не выдержав давления, Раиса Кусаинова написала жалобу президенту.

После ее обращения к главе государства, датированного 5 декабря 2007 года, в департамент здравоохранения Северо-Казахстанской области нагрянула комиссия, подтвердившая часть изложенных в жалобе сведений. Кусаинова получила от председателя дисциплинарного совета Мерея БАЙЛИНА ответ, что в департаменте здравоохранения при осуществлении госзакупок обнаружены нарушения более чем на 40 миллионов тенге. Также было установлено, что вентиляция в корпусах диспансера действительно не работает, отсутствуют условия для безопасного труда и лечения больных. И еще многое другое.

Впрочем, несмотря на результаты проверки, 4 февраля Раиса Кусаинова оказалась на скамье подсудимых по обвинению в клевете. Еще на предварительных слушаниях начальник департамента Наталья Воронцова потребовала вообще не пускать в зал прессу. Объяснила свое требование просто: мол, жалоба является ее личным делом, а журналисты освещают необъективно, и вообще нечего им здесь делать. В результате, несмотря на ходатайство обвиняемой о присутствии журналистов, судья Гульнара БЕКЕНОВА прониклась тревогами медицинской начальницы. В первый же день процесса она не только запретила видео- и фотосъемку, но и не разрешила записывать речи сторон на диктофон. Правда, не пустить на открытое судебное заседание журналистов она не смогла, но свое отношение к ним выразила: “ Мы вас сюда не звали, вы сами напросились”. Между тем разворачивающееся действо было очень познавательным. Как выяснилось, начальник департамента здравоохранения Наталья Воронцова ни за что не отвечает:

- Я не отвечаю за госзакупки и не контролирую, правильно или неправильно расходуются средства. Департамент здравоохранения только выделяет деньги, и все! Я не занимаюсь ремонтом вентиляции и не отвечаю за качество закупленного оборудования и инвентаря. А по поводу того, что начальник департамента госсанэпиднадзора Каиргельды ИСЕНЕЕВ присылал в мой адрес многочисленные письма с требованием устранения имеющихся недостатков, так мы ему регулярно отвечали!

Давая пояснения, Наталья Воронцова сплошь и рядом ссылалась на своего заместителя Азамата МАГ-
ЗУМОВА,
за деятельность которого она также, по ее словам, не несет никакой ответственности.

P. S. Североказахстанские медики следят за этим процессом, затаив дыхание. Но каким бы ни был приговор - обвинительным или оправдательным, - он не закончился для Раисы Кусаиновой, она уже сейчас уяснила, что жаловаться на свое начальство весьма чревато. Вплоть до лишения свободы.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петпропавловск
Поделиться
Класснуть