8503

Время машины

Время машины -   Мой дом в Каменке вам долго искать не придется, он там самый скромный, - отрекомендовал по телефону свое жилище Ергаш ТАИШЕВ (на снимке). - А во дворе - машины и собаки.
Собаки и машины там везде, а вот скромных домов действительно немного.
Но о собаках и домах как-нибудь потом - сейчас о машинах.
И о том, кто их создал.

Внутреннее сгорание

Таишев - энтузиаст изо­бретательства и рационализаторства, самостоятельно построивший 7 автомобилей и несколько мини-тракторов. Это не считая кучи другой техники вроде станка для шиномонтажа и оригинальной газонокосилки. Расцвет его “карьеры” пришелся на 70-80-е годы прошлого столетия, когда весь СССР обуяла жажда технической самодеятельности. Союз нерушимый ноу-хау свободных навеки сплотили ЦК ВЛКСМ, журнал “Техника молодежи” и телепередача “Это вы можете”. Государство всячески поддерживало новое движение: смотрите, мол, что может советский человек. Это сейчас понятно, что слеты изобретателей-технарей больше показывали, чего не может Советское государство. А государ­ство не могло обеспечить народ автомобилями. Ни идеологически по причине потрясающей убогости модельного ряда, ни фактически в силу объемов выпуска машин. В то время можно было выбрать и “Волгу”, лишь бы она была “Москвичом”.

Тогда-то и появлялись такие экспериментаторы, как Таишев, для которых автомобиль являлся не роскошью, а средством передвижения к лучшему.

Свой первый четырехколесный аппарат Ергаш Ахметович начал собирать в 22 года. Обкатав самоделку, Таишев сразу отдал ее детям на металлолом, дабы не отвлекала своим несовершенным видом от воплощения новых задач.
- Потом я начал строить вот эту машину, - изобретатель показывает черно-белое фото с самобытным авто на легкосплавных(!) дисках. - Колеса брал от самолета АН-2 и переделывал. Двигатель - от “Запорожца”... Я упор делал на подвеску, ведь тормоза и двигатель мы не имели права трогать - слишком опасно. Собирал я эту машину 5 лет. Как назвал ее?.. Не вспомню. На ней в 1977 году я участвовал в пробеге Алма-Ата - Москва - Севастополь. Да и сам много путешествовал на своих машинах. Тогда безопасно было - нигде никто тебя пальцем не тронет. Ну разве что в Чечне - там народ любознательный.

Вернувшись из пробега домой, Таишев взялся за создание внедорожника с оригинальной поперечной рессорой в подвеске и блокировкой дифференциала. Потом сделал первый в стране автомобиль вагонной компоновки, мини-вэн по-нынешнему, и продал его в Оренбург, чтобы выручить средства для дальнейших экспериментов. Они были связаны с тем, что АвтоВАЗ заявил о готовности к выпуску переднеприводного автомобиля. Ергаш Ахметович, разумеется, сразу загорелся:

- Я купил вазовский двигатель, соединил его с луазовской коробкой передач, перевернул в ней гипоидную передачу и получил передний привод.

Время машины Передний привод нашел место в “Стайере”. Это апогей достижений Таишева в автомобильной технике. Внутри микроавтобуса были несколько полноценных пассажирских мест, столик, а на крыше нашлось место для отсека под палатку. В 1989 году казахстанец отправился на ней в Набережные Челны, откуда был дан старт всесоюзному пробегу до Дмитровского автополигона под Москвой. Собралось на слет 87 самодельных экипажей, в финал попали 10.

- Мы все написали расписку, что не имеем претензий в случае непредвиденных ситуаций, - вспоминает Таишев. - Доехали до полигона, и там испытатели начали наши машины долбить по полной программе. По результатам испытаний лучшим автомобилем был признан мой... В павильоне “Космос” золотую медаль мне вручал СТЕПАНОВ, автор “ЗиЛа 111М”. Даже жену с сыном позвал для фотографирования. Хотя журналисты прозвали “Стайер” “зубилом” за угловатые формы. А я и не мог сделать его в плавных обводах. Это сейчас в городе можно любое стекло заказать - в то время такой роскоши не было.

Кроме медали наш изобретатель получил премию 10 тысяч рублей. И решил оставить “автомобильное производство”, поскольку нашлось еще кое-что поинтереснее. В прямом смысле слова - непаханое поле для прогресса.

Пашите - не пашите

Время машины Таишев открыл производственный кооператив по разработке тракторов  (позднее и самосвалов) для того, чтобы поднимать отечественное сельское хозяйство. Подъем агросектора ограничился вспахиванием собственного огорода собственным же мини-трактором на гусеничном ходу с вариатором в трансмиссии и уникальной системой двух взаимозависимых сцеплений. Могучая целина родных чиновных мозгов изобретателю не покорилась. А за границу разработку Таишев продавать не стал в силу прирожденного патриотизма, хотя на одной из выставок к нему подошел представитель детройтского автозавода и предложил выкупить конструкцию. Кроме гусеничного трактора изобретатель создал колесный полноприводный и мини-самосвал. Применение вся техника находила сугубо в кооперативе да на огороде. И денег, как говорит Ергаш Ахметович, ни разу не приносила:

- В свое время я восстанавливал распредвалы для “Жигулей” методом газопорошкового напыления (время было то еще - за этими самыми распредвалами стояли недельные очереди. - Т.Б.). Это мне и приносило неплохие деньги, которые я пускал на изобретения. Раньше за такое могли и посадить, но сейчас-то уже не посадит никто (смеется).

“Стайер” сейчас стоит в гараже, два трактора - на улице. Все остальное Таишев сдал на металлолом.

- Устал я за 42 года в железе ковыряться, - говорит изобретатель, затягиваясь очередной сигаретой в дрожащих пальцах. - Видишь, как трясутся?! Бреюсь двумя руками. Все эти походы по разным инстанциям... Сейчас вот садом своим занимаюсь, и все.

Тут Ергаш Ахметович слукавил: занимается он не только садовод­ством, но и вертолетом. Со знакомым потихоньку собирает винтокрылую машину и все лелеет надежду взлететь на ней. Хотя уже пять раз падал на этом самодельном аппарате с разной высоты.
Но кто не падал, тот никогда и не поднимался. Так ведь?

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и из архива Ергаша ТАИШЕВА, Алматы
Поделиться
Класснуть