Утопленные иллюзии
Ровно полмесяца прошло с той зловещей ночи, когда большая вода пришла в дома тысяч южан (см. “Всемерный потоп”, “Время” от 23.2.2008 г.). Свыше 13 тысяч человек коварная стихия окунула в кошмар, имя которому -чрезвычайная ситуация. Сегодня, когда хаос и паника первых дней бедствия позади, жизнь вновь возвращается в аулы. Вот только когда она потечет по нормальному руслу, не знает никто…
Яркое весеннее солнце почти в зените. Пробивается зелень, поют птицы. Рассекая воздух, на стареньком велике проносится пацан. Радость переполняет мальца, и он кричит во все горло. Здесь, в палаточном городке Актобинского сельского округа, жизнь разделилась на “до” и “после” потопа. Десятки разрушенных домов, погибший скот, испорченные запасы продовольствия. Мать семерых детей
Гуля ЗУЛЬПЫХАРОВА вспоминает:
- Мы всей семьей сидели дома, когда прибежали соседи и стали кричать: “Уходите быстрее - вода идет!” Выглянула во двор - а аул уже почти весь в воде. Муж сгреб детей в охапку, я схватила документы, теплые вещи ребятишек - и бегом…
Семью Гули на пару дней приютили родственники. Оттуда они переселились в один из сарыагашских санаториев. Здесь бедолаги нашли не только пристанище и пропитание, но и прошли медицинское обследование. Женщина говорит, что долгое время среди пострадавших царил страх: люди боялись остаться один на один со своей бедой. Лишь после установки палаточного городка Гуля немного успокоилась.
- Но все равно: переживаю за детей, - говорит она. -
По ночам-то холодно! Правда, власти обещали помочь. И мы готовы терпеть, лишь бы поскорее начали строить заново наши дома.
Ее мужа
Бахытжана АРИПБАЕВА беспокоит другое: пора сеять хлопок, а денег на закуп семян нет.
- Я и мои земляки выращиваем хлопок и овощи, - рассказывает она. -
Тем и живем. Если завтра-послезавтра не начнем сев, то весь год будем лапу сосать. Мы же не можем постоянно просить помощи у государства! Дай Бог, чтобы оно дом помогло поставить. И это уже будет большое дело…
Впрочем, сидеть сложа руки мужчины, чьи семьи остались без крова, не намерены.
Базарбай КОШКАРОВ, имеющий строительный опыт, в любую минуту готов взяться за лопату и мастерок. Однако, когда пригодятся его навыки, он не знает. В таком же неведении пребывает и
главный архитектор Сарыагашского района Жаппар АЛЬСЕИТОВ:
- В области разработали несколько типовых проектов домов, но они еще не прошли экспертизу. Да и тендер на строительство не проводился. Сейчас главное - предоставить пострадавшим топливо, продукты, электричество. Спросите у людей - все довольны.
С последним утверждением можно поспорить. Среди обитателей палаточного городка хватает тех, у кого за полмесяца скитаний накопилось немало претензий к местной власти. Наряду со словами благодарности правительству, президенту и областному акиму люди высказывают обиды в адрес местных чиновников.
- Здесь много грудных детей, - жалуется
Улбосын НАРБЕКОВА. -
Для них нет даже подгузников! Мои внуки уже полмесяца немытые ходят. Слышали, что на одежду государство деньги выделило, а нам почему не раздали? Продуктов мало, дети голодные!
- Мало того что за продуктами приходится бегать туда-сюда, - вторит ей
Базарбай Кошкаров, -
так еще и лимит странный установили: хоть два человека в семье, хоть десять - на каждую семью выдают литр масла на четыре дня. Что на этом можно приготовить? Местные чиновники нерасторопны. Мне кажется, они не привыкли работать в таком напряженном ритме. А ведь время не терпит…
Зато на другой стороне аула, в низине, где произошло наводнение, - полная тишина. Людей почти не видно. Вот, хлюпая глиной, идет на ежедневный обход разрушенного дома 60-летний
Камальбек ДАУРЕНОВB (на снимке). Старик, семья которого живет в палаточном городке, рассказывает:
- В день я сюда несколько раз прихожу. Вон диван стоит, шифоньер, другое добро, которое мы со своей старухой всю жизнь наживали. В ауле, говорят, мародеры орудуют. Да и просто пьяных достаточно. Вот и охраняю дом.
Признаться, мужчин подшофе довелось в ауле встретить и мне. На вопрос о сухом законе, введенном областным акимом, мужики недоумевают:
- Про такое не слышали. Никакого запрета нет! В любой лавке есть водка…
Хотя в ближайшем магазине продавщица уверяла: спиртного у нее отродясь не было. Примерно эту же антиалкогольную песню поют городским гостям и в других торговых точках села. Но, судя по всему, труженики прилавка лукавят. Доказательство - история
Жиенбека ТУРАЛИМОВА (нак снимке), уже несколько дней живущего на руинах собственного дома.
- После потопа мы с семьей переселились в безопасное место, - поведал он нам. -
А потом мама выгнала меня за пьянку. Мне пойти было некуда, вот и сплю здесь - прямо на земле…
А буквально на днях в одном из сел Сарыагаша погиб 38-летний Алимжан АЙНАБЕКОВ.
Только цифры
- Наводнение, произошедшее в 20-х числах февраля на юге Казахстана, по предварительным данным, нанесло ущерб почти на 18 миллионов тенге.
- Разрушено 410 домов и 4 моста, подтоплено 2396 дворов и 8 школ.
- Пострадало 13002 человека, двое из них погибли.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Сарыагашский район,Южно-Казахстанская область, фото автора,
zaure_mir@mail.ru

