7831

Мораторий на здоровье

Всю прошлую неделю из Алматинской инфекционной клиниче­ской больницы в городской департамент санэпиднадзора поступала информация, напоминающая сводки с поля боя. За два дня к врачам обратились 35 человек, у которых выявили сальмонеллез и острое пищевое отравление. Все они в выходные дни посещали кафе Chicken House и ели там блюда из курицы.

Выяснилось, что носителем заразы был один из сотрудников кафе. Заведение, свалившее с ног столько посетителей, оперативно закрыли. А вот магазин, расположенный в том же помещении, почему-то не тронули. Там с успехом шла торговля, и продавцы с улыбкой предлагали куриные полуфабрикаты и яйца. Но кто мог дать гарантию, что мясо, продающееся в магазине, не заражено яйцами сальмонеллы? Заместитель главного санитарного врача РК Альберт АСКАРОВ пояснил, что просто так, без веских оснований представители СЭС не могли закрыть магазин.
- Конечно, опасность того, что курица, продающаяся в магазине, тоже была заражена, сохранялась, - сказал Альберт Мухтарович. - Но если бы мы в тот момент закрыли магазин, через какое-то время его владелец мог предъявить нам претензии: мол, из-за вас я понес убытки. В последнее время порядок проверки объектов малого и среднего бизнеса ужесточился: прежде чем выйти на объект, мы должны зарегистрироваться в органах прокуратуры, а потом заранее поставить в известность руководителей предприятия, которое мы и идем проверять.

- Получается, что и вы часто узнаете о нарушениях санитарных норм только после того, как кто-то попадет в больницу. А разве вы не должны предотвращать эти случаи?
- Правильно. Если бы наши специалисты вышли на этот объект до того, как произошло отравление, то, конечно, эти факты были бы предотвращены.
Но они узнали о том, что творится в Chicken House, только после того, как в больницу привезли первых
пострадавших.

- Это просто безобразие. Вот она, пресловутая поддержка объектов малого и среднего бизнеса, - прокомментировала ситуацию президент Лиги потребителей Казахстана Светлана САВЧЕНКО. - Недавно президент объявил мораторий - и все, мы ничего не можем сделать. До тех пор пока жалобы не будет, СЭС не может работать на объекте. Вот и получается: мы можем предпринимать какие-то вещи только после того, как отравимся. Да, в речи президента была оговорка, что мораторий не касается объектов, реализующих продукцию, вредную для здоровья. А как мы можем узнать - вредная она или полезная, если не имеем права прийти к предпринимателю с проверкой? Вот отравимся - тогда...

- Трудно ли в Алматы купить санитарную книжку?
- Легко и недорого. Сейчас она стоит порядка трех тысяч тенге. Чтобы получить санитарную книжку официально, нужно сдать 10-12 анализов. На деле люди, которые идут работать в кафе и рестораны, часто сдают только два из них: бактериальный посев и кровь. Они просто платят деньги частным аккредитованным лабораториям, выдающим эти корочки.

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть