Курьер для партии
Трое суток родные
Асылхана ДУЙСЕНОВА - 35-летнего жителя села Жетысу Алматинской области, безуспешно пытались его найти. Родители парня обошли весь город пешком, заходили в РУВД, больницы, морги. Но сына нигде не было. И только потом случайно узнали, что Асылхана “закрыли” в УВД Талдыкоргана по подозрению в перевозке крупной партии героина.
Приехав в областной центр,
мать Асылхана Калдыкыз-апа узнала от
следователя УВД Талдыкоргана Кайрата КАСЫМБАЕВА: ее сын признался в том, что 16 января 2008 года приобрел на алматинском автовокзале “Сайран” больше килограмма героина и привез в областной центр. Мать рухнула без чувств...
16 января семья Дуйсеновых готовилась отметить 40 дней со дня рождения младшей дочери Асылхана. Накануне счастливый отец привез домой барана для жертвоприношения, а на следующее утро поехал в Алматы на “биржу” на улице Сейфуллина, чтобы заработать на праздничный стол. Ему не повезло: весь день не мог найти работу.
Уже вечером подошел мужчина, представился
Галымжаном и предложил заработать 150 долларов на разгрузке КамАЗа. Асылхан с радостью согласился. Парня не смутило, что грузовик стоял в Талдыкоргане: он просто не знал, как далеко от Алматы находится областной центр.
На автовокзале “Сайран” Галымжан предложил поехать на маршрутке. Асылхан сел в микроавтобус, а его работодатель отошел - якобы в туалет. А вернувшись, поманил Асылхана к “Мерседесу”:
“Поедем на такси - иначе не успеем”. В машине уже сидели две девушки. По дороге Галымжан протянул пакет Асылхану и попросил положить в свою сумку. Около девяти вечера мужчины вышли на автовокзале Талдыкоргана. Галымжан предложил поужинать.
- Галымжан привел Асылхана в кафе и попросил подождать, - говорит его
адвокат Батырхан ЖАЙЛАУОВ. -
Сам отлучился. Как только он ушел, к Асылхану подошли два офицера полиции в штатском. Один из них представился:
оперуполномоченный угрозыска УВД Нуржан БАКЫТЖАНОВ.
Другой не назвался. Асылхану предложили пройти в опорный пункт полиции, там уже ждали понятые. Проверив сумку, оперативники сразу же нашли сверток с героином. Офицер вынул нож, разрезал пакет и как бы случайно просыпал наркотик. И тут же попросил у Асылхана платочек. Тот подал свои рабочие перчатки. Полицейские протерли ими стол и вернули перчатки. А как только Асылхан положил их в карман, тут же начали обыск. Естественно, на руках Асылхана остались крупицы героина, экспертиза это подтвердила. Его в ту же ночь закрыли в камеру, а прокуратура дала санкцию на арест.
Асылхан на всех допросах говорит, что приехал по просьбе Галымжана. Это подтвердили и парни, стоявшие вместе с ним на алматинской улице Сейфуллина в поисках работы. Подозреваемый уверяет, что никогда прежде не был в Талдыкоргане и ничего общего с наркотиками не имел. Но у следователей своя правда: они считают, что парень остро нуждался в деньгах и по этой причине согласился на роль курьера. Возможно. Но адвоката насторожило то, что один из оперативников в частной беседе сказал ему: парень якобы признался, что приобрел партию героина на “Сайране” и привез в Талдыкорган для реализации. Сам Асылхан, с которым Батырхан Жайлауов беседовал в камере, сообщил, что полицейские уговорили его дать такие показания.
- А вот здесь уже несколько серьезных нестыковок, - считает адвокат
Жайлауов. -
Если Асылхан, по версии полиции, купил героин в Алматы, то спрашивается: откуда у него 20 тысяч долларов на такую партию, в то время как его семье нечего поставить на стол? Когда я задал этот вопрос Асылхану, он и рассказал о некоем Галымжане.
Батырхан Жайлауов написал несколько ходатайств с просьбой провести следственный эксперимент, в том числе и в опорном пункте. Его смущает, что полицейские срезали всего два кармана спортивных брюк Асылхана.
- По закону, если человек подозревается в перевозке наркотиков, то для экспертизы срезаются все карманы. Значит, сыщики заранее были уверены, что парень сядет. Выходит, его “вели” из Алматы. Но, как правило, такие операции проводятся с разрешения первых руководителей ДВД, и к разработке привлекаются несколько подразделений.
Защитник пытался убедить следователя Касымбаева, что ему нужно составить фоторобот Галымжана и объявить его в розыск, а заодно - допросить одну из попутчиц, ехавших с ним в машине из Алматы.
По словам адвоката, эта девушка по имени
Юлия видела, как Галымжан передал Асылхану сверток.
- Непонятно, почему полицейские даже не пытаются установить этого Галымжана? - недоумевает защитник...
Опытный сотрудник органов - бывший следователь, пожелавший остаться неизвестным, высказал свою точку зрения об этой ситуации.
- Полицейские должны были прежде всего проверить версию Асылхана, установить личность этого Галымжана. Возможно, парня действительно подставили и он к героину отношения не имеет. Есть и другая версия: эта партия наркотиков когда-то была изъята, стороны договорились без протоколов, а героин придержали “до лучших времен”. А тут подвернулся малограмотный паренек из аула - чем не курьер? Для нашей области “хлопок” героина весом больше килограмма - блестящая возможность отчитаться перед руководством МВД. Есть партия, есть курьер - и дело в суд! И никто не задумывается о судьбах людей... Поэтому я и ушел из следствия.
Я позвонил
пресс-секретарю ДВД Алматинской области Кобейхану НУРАХМЕТУ. Узнав, что именно меня интересует, капитан предложил прислать письменный запрос. Мы отправили факс утром в минувшую пятницу, но ответа пока не получили...
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматинская область
kuchukov@time.kz
Фото Владимира ЗАИКИНА

