Зэкам помогли Советом
Председатель Конституционного Совета РК Игорь РОГОВ признал несоответствующими Основному закону страны нормы Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за членовредительство (части 1 и 4 статьи 361).
Это решение Конституционного Совета произвело эффект разорвавшейся бомбы. Большинство правозащитников страны не ожидали такого поворота событий. КС отменил поправки в Уголовный кодекс, принятые чуть меньше года назад. Новый УК с этой нормой был опубликован в официальной прессе 13 апреля 2007 года, а через два дня, 15 апреля, в колонии строгого режима в поселке Заречный Алматинской области произошел бунт: 69 человек вскрыли себе животы и вены.
Почти сразу о случившемся узнали родственники сидельцев. На следующий день возле ворот колонии дежурила возбужденная толпа, готовая на все. И без того взвинченных до предела людей подзадоривали слухи, поступающие из-за “колючки”. Никто точно не знал, сколько человек вскрылись и в каком они состоянии, но все были уверены: в колонии творится что-то страшное. Когда из-за ворот показалось несколько “автозаков” - толпа кинулась напролом. Полицейские, оцепившие машины, пошли врукопашную на разъяренных людей. Нескольких особо “активных” родственников заключенных повязали и увезли в Капчагайский РОВД.
На следующий день стало известно, что из колонии в алматинское СИЗО доставили 90 человек, 11 пострадавшим понадобилась медицинская помощь: их зашивали в капчагайской больнице.
15 апреля по горячим следам уголовное дело по статье “Превышение должностных полномочий” возбудили против сотрудников колонии. Все заключенные проходили по нему как пострадавшие. Впрочем, в тот же день завели еще одно дело - уже против самих зэков.
Через пять месяцев на скамье подсудимых оказались 20 человек, участвовавших в бунте. Первый в истории независимого Казахстана процесс по статье “Членовредительство” начался 26 сентября 2007 года в Капчагайском городском суде. Бунтарям, согласно принятым поправкам в УК, грозило наказание от 7 до 10 лет лишения свободы. В начале февраля этого года Капчагайский городской суд, посчитав, что статья “Членовредительство” может нарушать права человека, направил в Конституционный Совет запрос о его соответствии Основному закону.
- Я не ожидала, что решение КС будет именно таким, - поделилась с нами
адвокат нескольких зареченских заключенных Наталья ГУТАРОВА, которая и заварила эту правовую кашу: именно после ее ходатайства суд и
обратился с запросом в Конституционный Совет. -
В четверг мне позвонили коллеги и сообщили эту новость. Приятно, что мое ходатайство подняло столько людей. Теперь события, по моему мнению, будут развиваться так. В течение 10 дней
президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ имеет право наложить вето на это решение. Если же этого не произойдет, в Капчагай вновь привезут всех подсудимых, будет оглашено постановление о прекращении в отношении них уголовного преследования, и на этом дело закончится. Тех же людей, у которых уже истек срок отбывания наказания за преступления, совершенные ранее, должны отпустить на свободу.
Оксана АКУЛОВА,
фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы - Алматинская область
Ссылки по теме
“Вскрытие”, “Время” от 17.4.2007 г.
“Что показало вскрытие”, “Время” от 18.4.2007 г.
“Дело бунтарей”, “Время” от 27.9.2007 г.
“Отложенный вердикт”, “Время” от 29.9.2007 г.
“Судить нельзя доследовать”, “Время” от 6.10.2007 г.
“Сидельцы ждут вердикта”, “Время” от 12.1.2008 г.
“Фемида ждет совета”, “Время” от 7.2.2008 г.
Комментарий в тему
Евгений ЖОВТИС, директор Казахстанского международного бюро по правам человека:
Это решение вселяет умеренный оптимизм
- Решение достаточно важное. Когда принималась эта поправка к Уголовному кодексу, правозащитные организации выступали против нее и говорили, что она нарушает фундаментальные права человека, в том числе право на свободное выражение своего мнения в форме протеста против пыток и жестокого обращения. Когда человек наносит себе увечья или объявляет голодовку, наказывать его за это по меньшей мере несправедливо. Эти поправки явно не соответствовали международным стандартам. Решение же Конституционного Совета может иметь серьезные последствия. Нет конкретной статьи в Конституции, которой бы эта норма УК прямо противоречила. Это решение потребовало от юристов интерпретаций, они должны были рассмотреть разные статьи Основного закона в их взаимосвязи и в свете международных стандартов. Можно осторожно надеяться на то, что коль уж прецедент создан, то дальше так же будут решаться и другие проблемы, связанные с нарушением прав человека. Это вселяет умеренный оптимизм.
- В среду министр юстиции РК Загипа БАЛИЕВА заявила: “Одним из способов охраны здоровья осужденных и является привлечение к ответственности за членовредительство”. Как вы можете прокомментировать это высказывание?
- Комментировать это достаточно трудно. Я не очень представляю, каким образом можно обеспечить безопасность и здоровье осужденных наказанием их за нанесение вреда самим себе. По логике министра юстиции, то же самое можно ввести и для свободных граждан: каждого, кто нанес себе ущерб или объявил голодовку, - в тюрьму, для того чтобы защитить его здоровье. Все значительно проще: не надо заключенных пытать, унижать их достоинство и жестоко с ними обращаться.