8920

Кругосветка Terra Vita: На кухню - ни ногой

15 февраля яхту “Чокан Валиханов”, совершающую первое в истории Казахстана кругосветное путешествие, покинула единственная женщина - алматинка Асель СОРОМБАЕВА (см. “Через океан - без женщины”, “Время” от 16.2.2008 г.). На днях бывалая морячка вернулась в Алматы.

- Асель, с возвращением. Для многих ваш уход с яхты стал неожиданным. Это было спонтанное решение?
- Нет, я долго обдумывала этот шаг. Свою роль сыграли несколько факторов. Мне стало скучно без Кати (еще одной участницы экспедиции Екатерины КОРЧАГИНОЙ, которая покинула яхту в декабре прошлого года. - О.А.), элементарно не хватало женского общества. Были и другие причины - например, забота о собственном здоровье. На яхте повышенная влажность - такая, что плесневеют матрацы, постельное белье, вещи в шкафах пропадают - и сушить их бесполезно. Не всегда получалось купить питьевую воду, и мы пили техническую. В путешествии на какие-то сувениры и развлечения я тратила собственные деньги. Так что за время путешествия могла растранжирить все свои сбережения. К тому же наше путешествие немножко затянулось. Мы очень долго стояли во Франции, в порту Пин-Ролланд - чувствовали себя брошенными и никому не нужными. Стоим на месте, ничем не занимаемся - полная апатия. За это время мы сами себя съели, и в конце концов я потеряла интерес к кругосветке.

- Асель, вы несли вахту на камбузе, вам постоянно приходилось готовить на весь экипаж, а потом еще мыть за всеми посуду. Не надоело?
- Очень надоело. Как говорил Виталик МЕЛЬНИКОВ: “Кушать хочется всегда”. А я в ответ, в шутку, конечно: “Да когда ж вы сдохнете?” Я живу одна, но все равно - нет-нет да и приходится мыть за собой тарелки. Подумываю о том, чтобы купить посудомоечную машину. Через пару месяцев после начала путешествия я стала мечтать: вот приеду домой и из кухни сделаю ванную, поставлю туда джакузи. А кухню выкину, чтобы в моей жизни ее больше не сущест­вовало.

- А знания в области кулинарии пополнились? Как насчет того, чтобы удивить своего молодого человека каким-нибудь заморским блюдом?
- Пополнились, особенно если учесть, что раньше мне не приходилось так часто готовить. Но молодого человека лучше сводить в ресторан - приятнее получится (смеется). У нас, кстати, была своя “фишка” - мы учились готовить национальное блюдо той страны, в которой стояли. А взамен показывали им что-то свое. У нас не было какого-то коронного казахстанского блюда - они всегда менялись. Мы объясняли, что в нашей стране живут разные народы. В Греции, например, я учила хозяйку одной таверны готовить борщ, и это при том что местные почти не едят первые блюда. Но борщ грекам понравился.
Кругосветка - отличная идея, но... С утра до вечера стоять на камбузе, особенно когда плохая погода… Готовишь для людей, пытаешься накормить команду, но сама ты этого есть не будешь. Потому что за это время успеешь раз 20 отлучиться в гальюн.

- Значит, морская болезнь “долбит” всех?
- Единственный человек, который ей не поддается, - Виталик Мельников, но все равно и у него иногда голова болит. Он бывший десантник и с детства занимался гимнастикой - наверное, у него натренирован вестибулярный аппарат.

Кругосветка Terra Vita: На кухню - ни ногой- А какие неприятные моменты были еще?
- Когда мы стояли в Турции, нас обворовали. На яхте какое-то время жил парень, он назвался Ваней, автостопером из Усть-Каменогорска. У него якобы возникли какие-то проблемы в пути, он попросил у нас помощи. Мы его приютили. Однажды утром он сказал, что едет к своей знакомой, но еще вернется. С собой он прихватил нашу фотокамеру и iPod. Причем мы сначала даже не придали этому значения, думали: попользуется и вернет. Когда Ваня уходил, капитан еще ему помог сумку спустить с яхты. Кто ж знал, что так получится. Мы обратились в консульство, но, насколько я знаю, Ваню до сих пор не нашли.

- Страшно было в море?
- Когда шли с Мальты на Корсику, ночью попали в шквал. Я проснулась от жуткого свиста и завывания ветра. Схватила комбинезон, вбегаю в кают-компанию, слышу - капитан кричит: “Рубите мачту! Рубите грот!” А перед тем как уйти с Мальты, Гоча НАЧКЕПИЯ носил в мастерскую большой топор, чтобы наточить. И в моих мыслях спросонья рисуются страшные картины: Гоча в своем желтом непромоканце (водоотталкивающая куртка. - О.А.) несется вприпрыжку к этой мачте и рубит ее. Потом я начинаю соображать, что эта команда капитана означает: травить парус. Прихожу в себя, а лодку тем временем швыряет. Вот тогда я сильно испугалась.

- Асель, у меня деликатный вопрос, который я задавала многим участникам кругосветки: были на яхте романы между членами команды?
- Как бы вам ни хотелось, но этого действительно не было. С самого начала капитан расставил все точки над “i”: мы - братья и сестры. Однажды был случай: Виталик Мельников пришел к нам с Катей в каюту, мы просто сидели и разговаривали. Потом у него с капитаном состоялся серьезный разговор. Может, каждому хочется пойти к девочкам поболтать, но... Это был первый и последний раз. Из-за отсутствия отношений с женщинами мальчики одичали. Отчасти поэтому некоторые подумывали о возвращении домой. Потому что возможности на развлечения подобного плана нет - это не поощряется.

Да что говорить? Через какое-то время перестаешь чувствовать себя женщиной. Были такие моменты, что я два дня не расчесывалась и не чистила зубы: так качало. Щетку в зубы - и тут же в гальюн. А когда тебе плохо, становится совершенно все равно, как ты выглядишь. У меня в каюте зеркало большое висело, все заходили и тут же протягивали: “О, сразу видно - женская каюта”. Хоть бы кто-нибудь спросил, сколько раз я в него смотрелась за всю кругосветку. Наверное, я бы не смогла сказать, смотрелась ли я в него вообще (смеется). После моего ухода мальчикам будет проще: я была человеком, из-за которого приходилось одеваться, бриться, мыться. А сейчас...

- Что разочаровало?
- К этому идешь долгое время, пытаешься выжать из себя все возможное и невозможное, чтобы попасть в этот проект... А потом понимаешь, что в нем, по большому счету, никто не заинтересован, кроме несчастного ЦАГО (организатор кругосветки - Центральноазиатское географическое общество. - О.А.), которое пытается довести начатое до конца. И никто больше не хочет ему помочь. Вот это действительно обидно...

Оксана АКУЛОВА,
akulova@time.kz
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и из личного архива Асель СОРОМБАЕВОЙ, Алматы
Поделиться
Класснуть