8985

Я просто боюсь

Страх. Это чувство неотступно следует за Асилом МУХТОРОВЫМ в последние годы. Оно преследовало парня и на родине - в Узбекистане - и сейчас кочует вслед за ним.

                                                                         Скитания
Впервые на чужбину Асил попал в 2005 году. Политические убеждения забросили паренька в Питер. Он рассказывает, что оставаться на родине в тот момент ему было небезопасно:
- В Узбекистане я работал в правозащитной организации. Мы помогали фермерам и предпринимателям отстаивать их интересы в судах, давали простым людям юридические консультации. Одним словом, я был очень неудобным для местных властей. Пришлось уехать...

Около двух лет он проработал в одной из питерских типографий. Вернуться домой его заставила ностальгия и тоска по близким. Но через полгода Асил вновь собрался в дорогу:
- Оставаться в Джизаке было по-прежнему опасно. К тому времени мой старший брат Жамшид МУХТОРОВ, который возглавлял нашу правозащитную организацию, уже эмигрировал в США по линии ООН. Моего товарища, журналиста Улугбека ХАЙДАРОВА, посадили в тюрьму по сфабрикованному делу. Правда, потом отпустили под давлением мировой общественности. Был жестоко избит неизвестными мой брат Хуршид МУХТОРОВ. Поэтому мы приняли решение бежать из страны.

Так после долгих скитаний Асил вместе с Хуршидом оказался в Шымкенте. В Казахстане они получили сертификат “лиц, ищущих политического убежища”, что гарантировало им защиту от попыток политического преследования. В ожидании эмиграции в дальнее зарубежье братья провели в  Шымкенте три месяца. Тревога и страх постепенно отступили. Однако беда, приключившаяся с Мухторовыми 12 февраля этого года, вернула их в прежнее состояние.

                                                              Клал я на вашу ООН
Мы встретились с Асилом в шымкентском филиале Казахстанского международного бюро по правам человека. Сюда беженец пришел в поисках поддержки и участия. Парень рассказал, как стал жертвой человека, представившегося сотрудником криминальной полиции. Эта история началась с того, что 27-летнего Хуршида, возвращавшегося домой из миграционной полиции, на одной из остановок задержала полиция.

Как рассказывает Асил, на остановке к Хуршиду подъехал синий “Опель” без номеров. В нем находились двое мужчин. За рулем - парень в спортивном костюме, другой человек был в форме полицейского. Как только незнакомцы узнали, что Хуршид гражданин Узбекистана, и увидели миграционные документы, его сразу усадили в машину. Беженца привезли к Аль-Фарабийскому РУВД. Асил говорит:
- Брат сказал, что по поведению человека в спортивном и по тому, как он на равных общался с полицейскими, можно было предположить, что он здесь свой человек. В РУВД брат провел полчаса. А после в сопровождении приехал к нам на квартиру.

Асил в этот момент находился дома. Стук в дверь и громкие окрики изрядно напугали парнишку. Люди зашли в дом и начали обыск.
- Человек в форме представился сотрудником криминальной полиции, - вспоминает Асил. - Правда, имени и звания не назвал, просто помахал перед носом корочкой.

Асил уверяет, что никакого криминала за ним или за братом нет.
- Я спросил у полицейского: “На основании чего вы делаете обыск? Санкция у вас есть?”. Он не отвечал, искал что-то. Я еще раз поинтересовался: “Извините, как мне к вам обращаться? Как ваша фамилия?”. Тогда он ударил меня в грудь. Я упал. Потом он сказал: “Если тебе нужны проблемы, сейчас мы их устроим. Вообще-то мы ищем у вас героин”. Какой героин? Откуда он мог у нас взяться?

Во время обыска братья пытались объяснить свой особый статус. Даже показывали рекомендательные письма и документы, свидетельствующие о том, что они находятся под защитой Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).
- Я им говорил, что мы беженцы и нас защищает ООН, - вспоминает Асил. - А он матом: “Положил я на вашу ООН! Я тебе устрою проблемы, если будешь свои права качать”.

Наркотики в съемной квартире Мухторовых не нашли. После обыска гости потребовали, чтобы Хуршид проследовал с ними в машину. С собой человек в полицейской форме прихватил найденные в доме деньги, мобильный телефон и очки. Асил было увязался за братом, но его остановили.
- Я думал, что его повезут в отделение, и спросил: “Назовите хотя бы свою фамилию, чтобы узнать, где найти брата”. Тогда этот, в форме, выскочил из машины и набросился на меня с кулаками. Ударил в живот. Боль была адская. Дыхание остановилось. Ударом по почкам сбил с ног. Какое-то время я не мог даже пошевелиться...

Через полчаса Хуршид вернулся домой. Братья решили покинуть дом и разойтись в разные стороны. Где сейчас находится Хуршид, Асил не знает. 

                                                                  Разбирательство
Лишь однажды после этих событий Мухторовы встретились. Было это в управлении собственной безопасности областной полиции. Туда они сдали заявление о случившемся. Шымкентский филиал Международного бюро по правам человека нанял Мухторовым адвоката. Директор филиала Резеда ГЛУЩЕНКО говорит:
- Мы оказали Асилу медицинскую помощь - у парня отбиты почки. Сейчас он находится в одной из больниц. Делать какие-то выводы о происхождении этой травмы мы не вправе - это дело следствия. Но добавлю, что в данном случае были грубо нарушены их права. Без санкции прокурора и постановления был произведен обыск. Имущество изъяли без протокола.

Шымкентские правозащитники говорят, что с таким вопиющим нарушением прав лиц, защищаемых мандатом УВКБ ООН, они сталкиваются впервые. Судьба братьев Мухторовых сейчас находится под пристальным вниманием международных правозащитных организаций.

Между тем в полиции заверяют, что следствие непременно найдет обидчика беженцев и привлечет его к ответственности. Однако поговорить с оперативниками, занятыми расследованием этой истории, не удалось. Они отбыли в командировку. В отъезде оказался и начальник управления собственной безопасности Маулен ИСАКУЛОВ. Ситуацию прокомментировала руководитель пресс-службы областной полиции Салтанат КАРАКОЗОВА:
- 15 февраля было принято заявление от граждан Узбекистана. В данное время сотрудники управления внутренней безопасности работают над установлением личности полицейского, описанного в заявлении. К расследованию они подходят очень щепетильно. В случае, если факты следствием будут доказаны, в отношении сотрудника, допустившего произвол, будут приняты жесткие меры.

Однако Аcил Мухторов не верит в благополучный исход дела:
- Если бы я был обычным гастарбайтером или гостем Казахстана, тогда еще куда ни шло. Но ведь я прибыл сюда, чтобы меня защитили, дали убежище. А вон что из этого вышло. Не знаю, что это - политическое преследование или обычный криминал. Сейчас я просто боюсь.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Шымкент,
тел. 8-701-7887392, е-mail:
zaure_mir@mail.ru

Поделиться
Класснуть