Обратная связь
По задумке чиновников из Минсоцзащиты РК повышение пенсий с 1 января нынешнего года должно было осчастливить сотни тысяч ветеранов труда. Но сами ветераны восприняли его как изощренное издевательство и очередной провал социальной политики государства. Свидетельством тому - редакционная почта, в которой девять из десяти писем - о пенсиях. Сегодня мы публикуем выдержки из нескольких таких писем...
Индексация в законе
Выступление
Бердыбека САПАРБАЕВА, министра труда и соцзащиты населения, перед депутатами парламента больше походило на цирковое шоу. Жесты, мимика, эмоции через край...
Со слов министра, все, кому осуществлен перерасчет пенсий по новому положению в сторону уменьшения (то есть прибавка составляет только 9 процентов от основной расчетной суммы), сами виноваты в этом: “Как работали, так и заработали!” Такое обобщение я считаю оскорбительным для многих. Ведь те, кто оформлял пенсию в период с 1995 по 2003 год, были зажаты в рамки определенных требований.
Я, токарь-расточник, фрезеровщик, строгальщик, имел 40 лет непрерывного трудового стажа на 1 января 1998 года, но работаю по сей день. Заработал максимальную пенсию - на 31 декабря 2007 года она составляла 13734 тенге, а с 1 января нынешнего года увеличилась аж на... 9 процентов, то есть на 1236 тенге.
Кто и какое право имел на то, чтобы мою заработанную нелегким и добросовестным трудом максимальную пенсию сделать чуть выше минимальной? Это очень похоже на элементарное воровство из моего кармана.
Анатолий ТРОШКИН, Алматы
Задачка не сходится
До выхода на пенсию я отработал в школе почти 40 лет. С 1 января 2008 года получаю 18360 тенге. Моя пенсия - одна из наибольших в нашем селе.
Однако цены на продукты и товары первой необходимости подпрыгнули на 100-120 процентов и, наверное, будут прыгать и дальше. Естественно, возникает вопрос: почему в стране, экспортирующей нефть и при этом имеющей всего 15 млн. населения, мы, пенсионеры, проработавшие всю жизнь, оказались нищими?
Через три года нам обещают поднять пенсии на 60 процентов. Но цены-то за эти три года повысятся на 300 процентов! Те, за кого мы голосовали, почему-то забывают о таких “мелочах”. И даже не чешутся...
Валерий ЛИВИНСКИЙ, с. Лепсинск, Алакольский р-н, Алматинская область
Правительство - в окоп!
До развала СССР жены военнослужащих были социально защищены. При невозможности работать, подтвержденной документально, им начисляли пенсию в размере половины оклада мужа. Теперь об этом никто не вспоминает.
Я жена офицера, отслужившего Родине 33 года. Ни разу моего мужа не спросили, где он желает служить, - перебрасывали с места на место, и с ним переезжали я и трое наших сыновей. Само собой подразумевалось, что в гарнизонах работы для жен военнослужащих нет. У меня красный диплом, а по своей педагогической специальности я отработала всего два года. Кто меня примет на высокооплачиваемую работу? И так в течение всей службы мужа.
Пока писала это письмо, цены снова подскочили. Но для нас порой лекарство важнее хлеба насущного. Очень хочется знать, почему все аптеки выкуплены частными лицами, а государственных нет и в помине? Почему для пенсионеров нет медикаментов по фиксированным ценам? Где она, настоящая защита пенсионеров и малоимущих?
Галина МАРЕМУХА, Алматы
С чем они встретят старость?
Я - одна из жертв г-жи
КАРАГУСОВОЙ, бывшего министра труда и соцзащиты населения. Кто-нибудь из чиновников, занимающихся пенсионными делами, способен внятно разъяснить, как можно больному и немощному человеку прожить на 15 тысяч тенге в месяц? Когда перед нами встает вопрос, что купить - хлеб или таблетки, мы часто выбираем второе...
Пусть объяснит эта умная голова, кто и по какому праву превратил нас из нормальных граждан в нищих! Кто ответит за этот геноцид?
Объясняют: мы получали мало, потому и пенсии мизерны. Да как же мало, если нам денег хватало на все - съездить в отпуск в другую республику, учить детей, одеваться нормально, покупать бытовую технику и мебель! А сейчас нас без тени смущения убеждают в том, что поломойка, работавшая в банке и потому получающая большую пенсию, чем учитель, - это нормально...
И на все наши вопросы - ни одного вразумительного ответа! Неужели у молодых чиновников нет матерей? Неужели они не знают о том, что рано или поздно тоже состарятся?
С чем придут они к последнему неизбежному рубежу?
Лидия БАШКИРЦЕВА, пенсионерка с 1995 года, Капчагай
Такой перерасчет - игра с огнем!
Статья “Прибавка к старости” с разъяснениями специалиста департамента соцзащиты по городу Алматы
Аспет КАЙМУЛДАЕВОЙ в номере за 12.2.2008 г. пенсионеров огорчила. Не такой статьи мы ожидали и не в правильности арифметики мы сомневаемся, а в том, что сами “Правила повышения размеров пенсионных выплат в РК” №564 от 11 июня 2003 года отвечают требованиям времени.
Президент республики
Нурсултан НАЗАРБАЕВ объявил о предстоящем повышении пенсий в начале 2007 года. За целый год Министерство соцзащиты не сумело (или поленилось) разработать новое положение и применило старое, допустив в своей работе серьезный брак, подрывающий доверие народа к власти. Чтобы благополучно выйти из этой ситуации, нужно найти толковых людей, способных мыслить логически, и дать им возможность работать над новым документом.
Предлагаю следующее:
1. Должен учитываться весь стаж работы с начала трудовой деятельности и до выхода на пенсию.
2. За основу в расчетах следует брать годы экономической стабильности, а не период развала, когда люди с образованием и высокой квалификацией были вынуждены идти на любую малооплачиваемую работу, лишь бы выжить.
3. Резко увеличившийся в 2003 году показатель среднемесячной зарплаты стал причиной столь же резкого различия в размере начисляемых пенсий - от 6 до 10 тысяч тенге. Этот показатель, взятый из статистики, искажает картину, поскольку нередко в случае отсутствия у рабочих документов (СИК) зарплата целой бригады оформлялась на одно лицо.
4. Инфляция должна индексироваться ежегодно и не в заниженных процентах. К тому же она на год опережает наши пенсии.
5. Повысить пенсионные выплаты с 1 января 2008 года государство должно всем в зависимости от стажа и трудового вклада.
Наконец, необходимо объявить в печати, что допущенные грубые ошибки будут исправлены к конкретной дате. Думаю, что к 1 июня текущего года сделать это вполне реально.
Михаил ШЕВЧЕНКО, Павлодар
Серп и молот
Не знаю, в каком году родилась г-жа
КАРАГУСОВА и с какой стати она решила, что мы, родившиеся в 1932 году, всю Великую Отечественную на печи продремали. Да знает ли она, как жили в селе во время войны?
Летом 1941 года я перешла во 2-й класс. Осенью нас отправили собирать колоски и копать картофель, а на следующее лето уже пололи пшеницу. Поля засорены колючим осотом, а мы босые - хорошо хоть серпами разрешили пользоваться. И однажды я загнала себе серп в ногу. Ковыляю домой и думаю, что же маме соврать, чтобы она не запретила мне брать на работу серп. И работали в поле - все для фронта, все для Победы! - даже семилетние ребятишки.
От села до поля - два километра, да мне еще надо коров отогнать в стадо. А я не могу идти, ногу разбарабанило. Так подружки мои, Марийка и Галя, поочередно меня на спине несли...
Зимой в каждый дом привозили семенную пшеницу, и мы перебирали ее по зернышку. Вязали кисеты и трехпалые варежки для солдат. Весной на коровах вспахивали колхозные поля - я тяну, а мама идет за плугом. И волокуши тягали, и на быках зерно на ток отвозили. Но как мы теперь докажем, что в годы войны работали, если наше село Стеклянка исчезло с карты страны еще в 60-е годы, во времена правления Никиты ХРУЩЕВА? И кто нам тогда писал трудодни?
Сейчас мой педагогический стаж - 50 лет, пол-Калкамана - мои ученики. Я отличник просвещения с пенсией 19 тысяч тенге. А машина угля - 70 тысяч тенге, дров - 40 тысяч. Пишу и реву...
Полина ОДИНЦОВА, Калкаман-2, бывший поселок, а ныне пригород Алматы

