6760

“Виват” - король!

“Виват” - король!История умалчивает, кому из смертных первому пришло в голову играть на фортепиано дуэтом, но музыканты за все время служения музе Эвтерпе явно не жаловали эту идею. И дело тут даже не в том, что купание в лучах славы приходится с кем-то делить, чего не любит делать ни один творческий человек. Просто двоим одновременно профессионально и красиво нажимать на педали и клавиши ровно в два раза труднее, чем одному. Именно поэтому фортепианный дуэт у нас в Казахстане всего один - “Виват”. Месяц назад он получил одну из престижнейших казахстанских премий - “Ильхам”.

Впрочем, немного раньше на слуху у казахстанских любителей классики был дуэт сестер АЙНАГУЛОВЫХ, но теперь они солируют в Московской филармонии, уступив в Казахстане право быть единственными и неповторимыми Олегу ПЕРЕВЕРЗЕВУ и Алькену АЙДОСУ.

Их история началась банально, и, кажется, сама судьба кинула пианистов в объятия друг другу. В 1997 году Олег и Алькен вместе поступили в алматинскую консерваторию и с ужасом обнаружили, что они единственные на огромный курс - 40 человек - парни. И просто не могли не сдружиться.

Учились вместе 5 лет и стали лучшими учениками курса. За это время по программе консерватории всем студентам нужно было обязательно играть концерты для фортепиано с оркестром, но поскольку оркестра в консерватории не было, его заменял второй рояль. Дуэт начинался с того, что парни просто просили аккомпанировать друг другу. И так и привыкли сидеть за двумя инструментами вместе. Потом на очередном отчете перед преподавателями решили взять какое-то произведение для двух инструментов. Отрепетировали, сыграли - и все остались довольны. Затем вместе не без успеха стали покушаться на серьезные и сложные произведения - “Русскую рапсодию” и 1-ю и 2-ю сюиты Рахманинова, сонату для двух фортепиано с ударными Бартока, сложные сонаты Моцарта. И закрутилось.

- В чем тут сложность? - рассуждает Олег. - Для игры в ансамбле ты должен настолько владеть инструментом, чтобы идеально слышать партнера, совмещать ноты, чтобы музыка гармонично звучала и сливалась. Известно, что рояль - король инструментов, ни в чем дополнительном не нуждающийся, способный заменить целый симфонический оркестр. А когда их два - это в два раза красивее, звучание в два раза сочнее и масштабнее. Отсюда и сложности, потому что не везде, куда мы ездим, есть два инструмента, особенно близких по звучанию, что очень важно. Например, на днях мы играли на вечере памяти Надии ШАРИПОВОЙ, и один инструмент был настолько тихим, что приходилось искать баланс: кому-то прибавлять звук, кому-то убавлять.

И вот ты приходишь на репетицию, подстраиваешься, вечером возвращаешься домой злой, а наутро вновь начинаешь воевать с инструментами. Даже самый лучший в мире рояль Steinway, который я видел в Германии, в классах стоит один, в зале - другой. И мы пришли к выводу, что двух одинаковых роялей не бывает, потому что его звучание зависит от того, где он стоял, как на нем играли, как настраивали.

Есть и еще одна беда у дуэта - не так много специального материала, написанного для двух роялей, сочинили мировые композиторы: фортепианных соло в сотни раз больше. Поэтому “Вивату” приходится делать специальные обработки произведений, не предназначенных для дуэта, под себя. Впрочем, “приходится” - не совсем точное слово. Скорее, “делают с удовольствием”. Как-то музыкантов пригласили на одно из самых престижных соревнований музыкантов - Международный конкурс камерных ансамблей имени С. И. Танеева, а там условие: играть только национальное произведение. Засел Олег в студии и за лето сочинил “Казахскую рапсодию”, построенную на народных темах - кюях Даулеткерея и песни “Япырай”, которая очень удачно подошла к конкурсу. Кстати, до того случая никто из сегодняшних казахстанских музыкантов в этом конкурсе не участвовал. В итоге “Виват” взял бронзу.

Признание парни получили и на родине. Недавняя премия “Ильхам” уйгурского клуба меценатов - тому подтверждение.
- Нам очень приятно, что в номинации “Музыка” выбрали именно нас, тем более что премия присуждается раз в три года, - говорит Алькен. - Практически на каждом концерте мы играем то, что вообще никогда не звучало, у нас что ни концерт - всегда премьеры. Вот, например, кюи никогда никто не играл на фортепиано, а мы их переложили - и людям нравится.

- Я вообще заметил, - добавляет Олег, - что в Казахстане ценится, когда ты где-то что-то завоевал и домой приехал с дипломом. А мне кажется, самое приятное, когда ты оценен на родной земле, а не где-то там в Испании или в Америке. Награду дома получить гораздо сложнее, но тем она и приятнее.

Кстати, помимо дуэта каждый из музыкантов не забывает о сольной карьере. Кроме того, они нарасхват в алматинской консерватории в качестве педагогов и концертмейстеров. Но в первую очередь они состоялись как уникальный дуэт, где оба чувствуют себя свободно и на равных. Говорят, если бы не было точек соприкосновения, общих планов и мыслей, если бы друг друга с полуслова не понимали - дуэта бы не было. Хотя признаются, что спорят друг с другом часто. А как по-другому родиться истине?

Единственное, что всерьез беспокоит уникальный дуэт, - это равнодушие со стороны государства.
- Сколько лет мы играем, а до сих пор нигде не пристроены, - говорит Олег. - “Двигаемся” сами по себе: играем, выступаем на мастер-классах, пытаемся куда-то ездить, а как дуэт мы не зарегистрированы. Вот, например, в Казахстане существует государственный квартет, государственный квинтет. Почему бы и нам не дать постоянное место работы? Мы на эту тему делали специальный запрос в Министерство культуры в сентябре 2007 года, писали министру ЕРТЫСБАЕВУ. Он вроде передал это дело на рассмотрение, нам обещали, что нас пристроят к какой-нибудь концертной организации, но этот вопрос затянулся - и до сих пор тишина.

А пока чиновники молчат, дуэт планирует свой новый сезон: разучить самые сложные в истории музыки произведения для фортепианных дуэтов - 2-й концерт Брамса и 3-й концерт Рахманинова, дать по ним сольный концерт в Алматы и поучаствовать в самом престижном в мире конкурсе фортепианных дуэтов “Мюррей и Дранофф” в Лос-Анджелесе. Разумеется, с привычной для казахстанских деятелей искусства оговоркой: “если спонсора найдем”.

Виктор БУРДИН, Алматы
burdin@time.kz
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

Поделиться
Класснуть

Свежее