Айман БЕГАЛИЕВА: За свободу мужа требовали $6 тысяч
В редакцию за помощью обратилась алматинка
Айман БЕГАЛИЕВА. По ее словам, она побывала в десятках кабинетов Каменского отдела полиции (ОП) и Карасайской районной прокуратуры Алматинской области, но понимания у правоохранителей не нашла. Рассказ женщины, мягко говоря, шокирует: ее муж
Ерик respectБАЕВ в конце октября прошлого года был задержан по подозрению в ограблении людей... которых он никогда не видел!
Бегалиева утверждает, что ее мужа пытали, избивали, держали в камере голодным, вынуждая дать признательные показания. Айман вот уже четыре месяца хранит одежду мужа со следами крови: футболку и джинсы он ухитрился передать ей из камеры...
На снимке: Отдыхая с семьей летом прошлого года в парке, Ерик Нанбаев не думал, что осенью его подставят полицейские...
24-летний
Ерик Нанбаев зарабатывал частным извозом, взяв в аренду старенькую “Мазду”. 29 октября 2007 года около пяти вечера Ерик заехал на “Атакент” поужинать. Слежку за собой парень не заметил. Как только он вышел из машины, к нему подошла девушка.
- Она спросила, как зовут моего мужа, -
Айман Бегалиева повторяет нам то, что рассказал муж, -
узнав имя, оглянулась. Тут же к Ерику подошли трое мужчин, один из них в полицейской форме. Они спросили про мобильный телефон, но у мужа сотки никогда не было. К мужчинам подъехала “Тойота-Камри” с полицейским за рулем. Девушка, подозвавшая Ерика, села к нему в машину. У мужа забрали удостоверение личности и стали выяснять про его “Тойоту-Виндом”. Но Ерик ездил совсем на другом автомобиле. Полицейские предложили ему не шуметь на людях, а проехать в Каменский отдел полиции, чтобы спокойно во всем разобраться. Ерик вместе с полицейским, подсевшим к нему в машину, поехал в полицию. Он мне рассказал об этом, когда нам разрешили свидание.
Вот что он поведал жене дальше. Переступив порог кабинета
следователя БЕКТАСОВА, Ерик спросил, в чем его подозревают. Узнав, что ограбил людей, потребовал показать потерпевших. Но его начали бить. Били долго, заковав в наручники. В час ночи в кабинет зашел следователь. Офицер в очередной раз спросил про “Тойоту-Виндом”. Потом стал выяснять у оперативников про мобильный телефон подозреваемого. Но те сказали, что сотки у него нет. Зашли еще два офицера.
- Их интересовало, признался ли Ерик, - продолжает
Айман. -
Выяснив, что нет, полицейские, по словам мужа, надели ему на голову полиэтиленовый пакет и стали душить. Но Ерик стоял на своем. Тогда один из офицеров, видимо, решил напугать мужа и предложил закопать его за городом, -
Айман прерывает свой невеселый рассказ и вытирает слезы...
На следующее утро привезли потерпевших, и следователь провел очную ставку. Понятыми стали, как уверяет Айман, те самые сотрудники уголовного розыска, которые накануне допрашивали Нанбаева.
- Мне муж рассказывал, что перед началом очной ставки следователь записал данные потерпевших и понятых. Так вот, оба офицера, выступавшие понятыми, показали ему красные корочки. Насколько я знаю, по закону полицейский, участвующий в расследовании, не имеет права выступать понятым, - недоумевает
Айман.
Очная ставка больше походила на репетицию. Сначала потерпевшие
Айдар ЖУБАНОВ и Алтай КУЗДЕУБАЕВ не могли узнать в Ерике обидчика. Потом заявили, что их грабил водитель другой иномарки - “Мицубиси-Галант”, который в четыре утра подвез их из ночного клуба домой (напомню, в первых показаниях потерпевшие заявили, что грабителем был водитель “Тойоты-Виндом”). Ерик еще раз повторил, что ездит на “Мазде” и этих потерпевших видит впервые. Но его показания в протокол не занесли. Айман говорит, что
оперуполномоченный по имени Газиз вывел в коридор Айдара и Алтая. Через некоторое время они зашли и начали рассказ про водителя “Мазды”, который ограбил их по дороге. Ерик просил адвоката и разрешения позвонить домой: супруга уже сутки искала мужа. И в том, и в другом ему отказали.
На снимке: В этой футболке Ерика вели на допрос...
В полдень 30 октября закованный в наручники Ерик в сопровождении двух сотрудников угрозыска приехал к хозяину “Мазды”. Но его дома не было. Передав родственникам, чтобы тот явился в Каменский ОП, полицейские привезли Ерика обратно.
- Родственники хозяина машины, заметив следы побоев на лице Ерика, позвонили мне, - говорит
Айман. -
Приехав в отдел полиции, я спросила у дежурного, где Ерик. Офицер заявил, что никакого Нанбаева они не задерживали. На следующий день повторилось то же самое. Выходя из здания, я услышала голос мужа: он сидел в чужой машине. Я подбежала. Все, что он успел сказать: “Вытащи меня отсюда, пиши жалобы. Найди адвоката, меня избивают”. Меня сильно оттолкнули, а его увели в здание. Побежав за ними, я начала выяснять, почему больше двух суток меня обманывали. Дежурный сказал: “Ваш муж - преступник. В свое время вы об этом узнаете”. Я была в шоке. Позже вышел
оперуполномоченный Газиз
и повел меня на допрос, - вспоминает
Айман Бегалиева.
Ее допрашивали недолго. Попросив подождать на улице, Газиз с напарником уехали. Позже выяснилось: они ездили в дом, где семья Ерика снимала жилье, и, попросив у хозяйки Гульнар ключи, обыскали все комнаты.
- Так и не дождавшись Газиза, я поехала домой. Гульнар-тате встретила на пороге и сообщила, что оперативники провели дома обыск. Они забрали все фотографии и документы. А позже я узнала, что в комнате полицейские якобы нашли куртку потерпевшего и изъяли ее.
Айман обивала пороги полицейского начальства, ездила на прием к
прокурору Карасайского района УСИКБАЕВУ, писала жалобы и заявления. Но все без толку.
Первым следователем Нанбаева был Бектасов. После нескольких жалоб Ерика о избиениях дело передали следователю
УАКИТОВУ. Айман встретилась с ним и попросила вернуть документы и “Мазду”: машина больше двух недель стояла на территории отдела полиции, а хозяин требовал заплатить за аренду либо вернуть автомобиль. Прошел целый месяц, пока следователь Уакитов разрешил забрать машину.
- Вместе с Уакитовым мы подошли к машине, - говорит
Айман. -
Иномарка стояла наполовину разобранной. Не было аккумулятора, DVD-проигрывателя, чехлов и других деталей. Уакитов сразу же заявил, что принял машину в таком состоянии у Бектасова: мол, разбирайтесь с ним. А в разговоре с Бектасовым выяснилось, что никакой описи машины полицейские не проводили.
По словам
адвоката Нанбаева ЖАКАШОВА, в деле много нестыковок: номера протоколов не совпадают, опознание задержанного проведено в нарушение законов (так же, как и заключения экспертизы), следователь заполнял протоколы карандашом, а не ручкой, как положено. Но доводы защиты так и остались без внимания, и 14 февраля
судья Карасайского районного суда ТАБЫНОВ приговорил Ерика Нанбаева к 4 годам колонии...
Айман Бегалиева не сомневается в причине такого исхода.
- Все потому, что я не могу дать взятку, - говорит она. -
Мне не раз намекали, что за шесть тысяч долларов Ерик выйдет на свободу без судимости. Но таких денег у нас нет...
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы
kuchukov@time.kz
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и из семейного архива Айман Бегалиевой
Комментарий в тему
Проверка покажет...
Прокомментировать ход этого запутанного следствия и намеки сотрудников Каменского отдела полиции на «положительное решение некоторых вопросов за вознаграждение» я попросил
начальника департамента внутренних дел Алматинской области генерала Багдата МАЙКЕЕВА. Багдат Абдыкадырович был краток:
- Уголовное дело по обвинению гражданина Нанбаева Е. Н. в декабре 2007 года направлено в прокуратуру и рассмотрено судебными органами. По указанным фактам назначена служебная проверка, о результатах которой будет сообщено дополнительно.

