7042

Денис УРУБКО, альпинист: У нас хватило мозгов не стать героями

Денис УРУБКО, альпинист: У нас хватило мозгов не стать героямиЗимнее восхождение команды альпинистов ЦСКА на восьмитысячник Макалу (8463 м) вполне могло стать сенсацией. Но гора решила по-своему, и спортсмены вернулись домой после 40 дней изнурительной борьбы с ураганом, жутким морозом и собственными амбициями, так и не дойдя до вершины (см. “Мы еще вернемся!”, “Время” от 16.2.2008 г.).

- Мы проиграли бой ветру, - устало улыбается капитан команды Денис УРУБКО. - Но, с другой стороны, вершина как стояла, так и будет стоять, а у нас могло и не остаться другого шанса покорить ее, если бы мы не повернули назад. Я счастлив, что у нас хватило мозгов не стать героями.

Мы сидим на кухне однокомнатной квартиры прославленного альпиниста и пьем: я - сок, Денис - красное молдавское вино. Мой взгляд останавливается на портрете его средней дочурки Маши.Денис УРУБКО, альпинист: У нас хватило мозгов не стать героями
- Ей сейчас четыре с половиной года, но она такая смышленая, - с гордостью говорит Денис. - Вообще у меня замечательные дети: два сына и две дочери. Вот среднему Степану - ему 9 лет - привез из Непала нож в подарок, думаю, будет в восторге. Второй сын, Захар, еще мал - ему только год, но он уже непоседа. А старшей дочери Анне 10 лет, она серьезная дама. Жаль, бываю с ними не так часто, как хотелось бы…
Таким усталым я не видела Дениса Урубко никогда. Оно и понятно: команда отработала на грани человеческих возможностей.
- Думаешь, мы не понимали, что восхождение будет трудным? - опережая мой вопрос, переходит к главной теме Денис. - Тем более что после горы К2 прошло не так много времени. Прекрасно отдавали себе отчет в том, что это большой риск - идти на Макалу зимой, но… Мы не просто спортсмены, мы еще и авантюристы…

- На какой высоте стало ясно, что вершина не покорится?
- То, что она просто так не покорится, было ясно еще в базовом лагере: ветер лютовал так, что сносило палатки. В конце концов ураган разметал все снаряжение у итальянцев, и они спускались вниз в чем были. Когда мы начали подъем, столкнулись не просто с жестким ветром, а с ураганными порывами.

Денис УРУБКО, альпинист: У нас хватило мозгов не стать героямиПредставь себе такую картину: пять-семь здоровых мужиков пинают одного со всех сторон. Представила?! Так вот в такое месиво мы попали, только вместо мужиков нас “пинал” ураган, скорость которого достигала 200 км/час! Он просто отрывал нас от земли и швырял, как щепки. Помню, подхожу к ребятам, чтобы посоветоваться, как дальше идти. Тут налетает мощный порыв ветра, я успеваю зацепиться за какую-то кочку… Открываю глаза - мужики валяются от меня в метрах восьми. На высоте 7400 м мы вообще могли продвигаться вперед только на четвереньках. Проползешь метр-два - и замираешь, а вокруг ветер бушует, камни летят. Выберешь подходящий момент - и снова ползешь. До вершины по плато два с половиной километра, а ты в час проползаешь максимум двести метров. Мы очень хотели покорить Макалу зимой. Поэтому готовы были добраться до вершины даже ползком…

- Вы работали с итальянцами в одной упряжке?
- Официально мы работали в одной экспедиции, но с самого начала каждый из нас пошел своим путем. Мы просто друг другу не мешали. При этом мы шли везде первыми, а они - за нами.

- В этой экспедиции ты изменил двойке Урубко – Самойлов: вы  отправились на Макалу вчетвером. Решили подстраховаться?
- Скорее поделиться опытом. Для ребят, которые поехали с нами, - Евгения ШУТОВА и Геннадия ДУРОВА - это восхождение было отличной возможностью испытать себя в работе на восьмитысячнике.

- Вашу экспедицию с самого начала преследовали болезни. Может, это злой рок?
- Ветер на горе был действительно злой (смеется), да и мороз сорокаградусный  щипал хорошенько. А от болезней не застрахован никто. Правда, у нас это коллективно получилось. Сначала слег Генка, потом Женька и Серега. Меня одного миновала эта участь. Но ребята - молодцы: крепились и лечились усиленно.

- Когда ты принял решение отступать?
- Решение вызревало постепенно. Когда мы переночевали на высоте 7400 м, люди уже были усталые и измотанные. Поступило предложение спуститься. Но я тогда принял решение идти дальше, и ребята согласились. Мы начали работать вопреки всему - опасности, логике... Порыв ветра на отметке 7500 оторвал Сергея САМОЙЛОВА от ледоруба и кинул метров на пять в сторону, потом налетел второй порыв и положил нас с Женькой на снег, а Серегу снова откинуло. Причем он самый тяжелый - 80 кг, но его швыряло, как пушинку… В этот момент я понял, что если мы будем так продолжать движение, то у нас не хватит ни времени, ни сил, и мы можем вообще не вернуться живыми. Пора было отодвинуть мои амбиции в сторону и сваливать оттуда, пока целы…

- Вершина была так близка… Обидно?
- Еще как обидно! Но мы сделали все возможное, а на ветер злиться глупо. Там, на горе, я принял решение отступать спокойно. Я знал, что несу ответственность за людей, а сражаться со стихией бессмысленно. Вот в базовом лагере, когда смотрел на гору, эмоции зашкаливали. Я готов был костьми лечь, но долезть до вершины. Впрочем, мы еще вернемся туда.

- Снова зимой?
- Нет. Сейчас задача поскромнее - просто взойти на вершину. Ведь это была моя первая попытка покорить Макалу. Да, она не удалась, но зато мы получили колоссальный опыт, который пригодится в другой раз - года через три.

- Надолго планируешь задержаться в Алматы?
- Месяца на два. В начале апреля команда альпинистов ЦСКА отправится на восьмитысячник Чо-Ойю на Тибете. Я хочу побить рекорд скоростного восхождения моего друга-альпиниста Иньяки ОЧОА, который в свое время превзошел известного казахстанского альпиниста Анатолия БУКРЕЕВА. Кстати, в эту экспедицию поедет Светлана ШАРИПОВА, которая решила пополнить список своих восхождений. Кроме этого хочу продолжить воплощать в жизнь свою программу “На каждый восьмитысячник - казахстанский маршрут”. На некоторых вершинах уже есть наша отметка. А надо, чтобы была на всех…

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и из архива Дениса УРУБКО, Алматы

Поделиться
Класснуть