Позднее признание
Когда 29 января
Алибаю и Сауле БАПАНОВЫМ вручали премию
“Тарлан”, с их простых и добрых лиц не сходила улыбка. Они были по-настоящему счастливы оттого, что их труд - прекрасные изделия из гобелена и войлока - наконец-то получил достойную награду на родине. И это впервые за тридцать лет!
На снимке: Три стихии.
Мастерская Алибая и Сауле расположена на третьем этаже-мансарде их частного дома в Алматы. Чтобы попасть туда, нужно пройти через коридоры и лестничные пролеты, сплошь увешанные картинами из войлока. Эдакая домашняя мини-галерея.
В мастерской просторно и уютно. Творческого беспорядка нет: сказывается женская рука Сауле. Кругом - разноцветные гобелены и войлок, ткацкие станки, бобины с нитками и много шерсти.
- Нас, художников-прикладников, редко балуют наградами, - садясь рядом с супругой, говорит
Алибай. -
К сожалению, наше искусство называют “прикладным”, а в действительности оно самое настоящее, самобытное, и, что очень важно, традиционное. Хотя мы и стараемся в наши произведения привнести что-то современное.
- Поэтому-то “Тарлан” дал нам новый заряд, - подхватывает
Сауле. -
Мы по своей силе, по уровню работ чувствовали, что уже созрели для награды. Поэтому мечтали и ждали ее. Мы ведь уже 26 лет преподаем, выпустили много студентов, которые уже сами имеют “Тарлан”!
Творческий дуэт Бапановых родился в далекие 1970-е, когда оба учились в Москве в лучших художественных вузах Союза: Алибай - в Институте имени Сурикова, Сауле - в Строгановке. Они до сих пор преклоняются перед профессионализмом своих преподавателей, про которых говорят: “Сегодня таких уже нет”. Один из них -
директор Третьяковской галереи Юрий КОРОЛЕВ - даже гулял у художников на свадьбе. После окончания учебы и регистрации брака Бапановы решили: нужно возвращаться в Казахстан, поднимать и развивать на родине искусство гобелена и войлока, которое уже стало забываться.
На снимке: Аксайский поток.
- Во всем мире - войлочный бум, - говорит
Сауле. -
Европе сейчас Малевичи не нужны. Там хотят видеть наше национальное искусство. Туристы приезжают к нам и покупают не живопись или скульп-туру, а ковры. А у нас народ, который в свое время ставил и украшал юрты, уже не помнит, как это делается.
- Вот у нас была выставка в турецком Бодруме, - делится
Алибай. -
Там мы увидели, что власти много чего делают для развития искусства ковроткачества. Самых лучших мастеров направляют по регионам - для обучения людей. А нам эту отрасль экономики еще надо поднимать. В стране казахских изделий почти нет. Единственную ковровую фабрику - и то закрыли. И страну заполонили штампованные иранские полусинтетические ковры. В аулах нужно возрождать ковроткачество - там шерсть девать некуда! Если во всем мире даже на бумагу ручной работы спрос огромный, то что говорить про гобелены и войлок? Но народ у нас разучился качественно работать. И со временем мы поняли: чтобы эта отрасль процветала - нужна поддержка государства.
Повздыхав, художники садятся за станок продемонстрировать нам работу в четыре руки. Им даже не нужно глядеть на эскиз: будущая картина “Мировая гора” у них в голове. Это удивительно, но супруги нисколько не мешают друг другу - наоборот, говорят, одному соткать большой гобелен очень тяжело. А еще нужно заказать в Австралии шерсть и шелк, разработать эскиз, покрасить шерсть. Плюс у обоих в паре есть и свои отдельные увлечения. Алибай делает скульптуры из войлока, Сауле - модную одежду.

На снимке: Земной рай.
- Наши работы в позапрошлом году взяли в “Акорду”, - не без гордости рассказывает
Сауле. -
Отобрали самые лучшие. Да и в алматинской резиденции президента наш войлок есть. Выставляемся мы нечасто - раз в три года, может быть. Творчество не любит суеты. Делали выставки в Польше, Швейцарии, Турции, Москве и у себя на родине, в Кызылорде. В общем, соткали мы километры...
Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

