Ерсайын ЕРКОЖА, председатель общественного объединения "Судьба поколения - в образовании": Министр
После серии публикаций в газете “Время” об отечественных учебниках “Человек и общество” и “Искусство” к нам в редакцию обратился
председатель общественного объединения “Судьба поколения - в образовании” Ерсайын ЕРКОЖА (на снимке), более двадцати лет проработавший в Министерстве образования и имеющий представление о том, какой путь проделывают учебники, прежде чем попасть на школьные парты.
- Мне довелось работать в министерстве народного просвещения, а потом - образования при восьми министрах, - говорит
Еркожа. -
Начинал рядовым сотрудником, а закончил директором республиканского учреждения по техническим средствам обучения. Еще в 1993 году, когда начался спад в экономике, я обратился к тогдашнему министру
МАМБЕТКАЗИЕВУ с предложением о том, что в стране в срочном порядке надо сохранять педагогические кадры и материально-техническую базу. Тогда меня никто не послушал.
И начался бардак. Стали издаваться отечественные учебники без учебных планов и программ: физики начали писать учебники по математике, преподаватели вузов - для школьников младших классов. Сколько копий было сломано, сколько было написано жалоб в министерство, премьер-министру и президенту, но учебники лучше не стали.
- А вы слышали, что министерство пытается исправить ошибки? Например, в этом году был признан непригодным 61 учебник, а недавно изъят из школьной программы учебник “Человек и общество”.
- Это не совсем правильно. Потому что никогда нельзя изымать учебник в середине учебного процесса! Ведь полгода дети уже по нему отзанимались, учителя подготовились. Я считаю, что если там и есть ошибки, то в первую очередь это вина не авторов или издательства, а самого Министерства образования, потому что именно оно отвечает за содержание учебника, оно утверждает учебные планы и стандарты. Издательства не имеют права вмешиваться в текст, их дело - грамматические и стилистические ошибки.
Нашли ошибки - есть выход: по технологии учебного процесса министерство рассылает так называемое “методическое письмо” по всем школам, где преподается предмет. В нем указывается, чтобы места, где найдены ошибки, не использовались. И всё!
А снять учебник легче всего. Но никто не думает о детях, которые сейчас учатся. В одиннадцатых классах, например, ведь их сейчас по стране более 200 тысяч! А по какому учебнику они будут учиться оставшиеся две четверти? Кто будет отвечать за средства, которые затрачены? Может быть,
директор центра “Учебник” АБЫЛКАСЫМОВА? Вот она сняла более 60 учебников. А это - третья часть учебников, которые задействованы в образовательном процессе! И по каким пособиям должны заниматься школьники в таком случае?
- Иными словами, авторов вы прощаете?
- Да! Надо было снять не учебник, а
министра ТУЙМЕБАЕВА
, вице-министра, директора департамента дошкольного и среднего образования САНАТОВУ и директора центра “Учебник”.
Я считаю, что эти люди совершили преступление перед нашим будущим поколением. Да у нас министр даже не знает, сколько школ в стране! Вот смотрите: в одном интервью Туймебаев называет цифру 8364 школы, а недавно на заседании правительства оглашает другую - 7802. Куда делись 562 школы? Он не знает, потому что не занимается этими вопросами.
- Все-таки, доля вины авторов, наверное, тоже есть?
- Все дело в их подборе. На самом деле учебники должны писать люди трех специальностей: ученый, который непосредственно занимается предметом; методист, который знает, как преподавать детям; и учитель, непосредственно преподающий в школе. А не как в случае с учебником “Человек и общество”, авторы которого - сплошь ученые. Кроме того, почти все учебники для средних школ сейчас пишут преподаватели вузов, которые не знают школьную программу. Их можно допускать к авторству только учебников 10-11-х классов, где есть взаимосвязь с вузовской программой.
Далее. Учебник должен два года проходить апробацию в экспериментальных школах и только на третий - допускаться во все школы страны. А у нас пробный тираж запустили в спецшколы, через полгода - во все остальные! Только на учебник “Человек и общество” государство потратило 18 млн. тенге, не считая гонораров авторам. Кто эти средства будет возмещать? Это же деньги налогоплательщиков!
- И какой выход из сложившейся ситуации вы видите?
- Прежде всего министерство должно руководствоваться тремя документами: госстандартом, учебным планом и учебной программой, на основании которых разрабатывается и должен выпускаться учебник.
- А у нас разве не так?
- У нас сначала пишется учебник, а потом только составляется стандарт, выпускается программа, которая восемь раз была изменена, и учебный план, также измененный неоднократно.
И потом, кто детей обучает?! Раньше в Казахстане было 18 педагогических вузов. Сейчас работают всего четыре. Четвертая часть учителей - не специалисты, а треть - вообще без высшего образования. И как, скажите, мы собираемся внедрять 12-летку? Кроме того, все учебники не обязательно писать самим - естественно-математический цикл нужно отдать на откуп россиянам. Что мы, лучше них пишем учебники, что ли?
Короче, надо что-то делать. Мне просто жалко наших детей…
Виктор БУРДИН, Алматы
burdin@time.kz
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

