Положил с прибором
Заподозрив
жительниц Алматы Наталью ПАВЛЕНКО и Аллу БИРЮКОВУ в хищении природного газа, монополист - ТОО “Алматыгазконтракт” - предъявил им счет на общую сумму 169 тысяч тенге.
И Наталья Васильевна, и Алла Александровна живут на одной улице. За топливо платили исправно, и до октября прошлого года “Алматыгазконтракт” претензий к ним не имел. Занозой в отношениях между потребителями и поставщиком стала плановая поверка газовых счетчиков. Проще говоря, проверка исправности приборов учета и точности их показаний.
Итак, 3 октября газовики сняли счетчики, отработавшие установленный срок, и отправили их в лабораторию другого ТОО - “Газконтрольприбор”. А тамошние специалисты возьми да и заяви: мол, на двух приборах не те пломбы оттиснуты.
Вывод был сделан незамедлительно. Раз пломбы не те, стало быть, вскрывали их для гнусного надругательства над нежным считающим механизмом. И подозреваемых в хищении “голубого топлива” буквально поставили на счетчик, насчитав одной из хозяек почти 111 тысяч тенге, а другой - 58 тысяч. Не заплатите, мол, хуже будет.
Хуже не вышло. Обе потребительницы, не чувствуя за собой никакой вины, платить непомерную куну отказались. Более того - подали на газовиков в суд. И тут же свершилось чудо: размер претензий ТОО “Алматыгазконтракт” к Наталье Васильевне сократился на 24 тысячи, а к Алле Александровне - аж на 26 тысяч. Фактически руководство компании признало, что первоначальная сумма штрафа была взята с потолка, однако от намерения покарать “нарушительниц” не отказалось и выставило им встречные иски. Дескать, не догоню, так хоть согреюсь...
Точка в этой истории еще не поставлена. Однако нынешняя разборка потребителей с монополистом - далеко не первая в Алматы. К примеру, в прошлом году владельцы нескольких домов по улице Момыш- улы озадачились внезапно подскочившим расходом природного газа. Судя по показаниям индивидуальных приборов учета, ежемесячно в печах и плитах они сжигали по тысяче и более кубометров - и это при том, что прошлая зима была куда мягче нынешней. Одна из жительниц улицы Момышулы только диву далась, обнаружив, что с января по март 2007 года расходовала почти В ШЕСТЬ РАЗ больше газа, чем обычно в зимнее время. Добиться замены счетчика ей таки удалось после СЕМИМЕСЯЧНОГО хождения по мукам и инстанциям.
Комментарий специалиста
Жанна МЕРГЕНОВА, юрист Лиги потребителей Казахстана:
- В случае с Павленко и Бирюковой монополист допустил целый ряд грубых нарушений. Начну с того, что снятый прибор учета следует отправлять в лабораторию только в упакованном виде и с сопроводительным актом. Однако факт есть факт: представители ТОО “Алматинские газовые сети”, сняв счетчики для поверки, таких документов не составляли. А в акте на снятие приборов учета указано, что замечаний не выявлено.
Согласно акту о лабораторном осмотре прибора, оттиск на пломбах не соответствует оригиналу. Однако пять лет назад потребители не имели возможности узнать, кто опломбировал их счетчики, поскольку поверочных актов ТОО “Газконтрольприбор” им не выдавали, а это уже нарушение статьи 11 Закона РК “О защите прав потребителей”.
Поскольку в акте на снятие счетчика об оттисках пломб ни слова, есть все основания утверждать, что эти оттиски изначально не соответствовали оригиналу. Кстати, следов иного “вмешательства в работу механизма” проверяющие не выявили...
В оправдание своих действий газовики ссылаются на один из пунктов договора снабжения природным газом - договора, который якобы является публичным. Однако юридической силы публичного договора сей документ не имеет по той простой причине, что правительство республики его не утверждало. Публикация текста “публичного” договора в городской газете не дает монополисту права игнорировать требования норм Гражданского кодекса РК и другие нормативные акты. Тем более что действующие Правила поставки, транспортировки и реализации природного газа не обязывают потребителя оплачивать объем газа, доначисленный ему в штрафном порядке. Монополист ссылается на принятое в 2003 году решение Алматинского гормаслихата о том, что при нарушении пломб потребитель должен оплачивать дополнительное количество кубов, однако еще 2 апреля 2007 года тот же маслихат решением №337 ОТМЕНИЛ этот документ.
И последнее: согласно правилам, о которых сказано выше, абонент несет ответственность за сохранность и целостность прибора учета, установленного в его квартире или индивидуальном доме. То есть только ВНУТРИ дома, а не на улице, где каждый желающий может нарушить девственную целостность пломб и защитных наклеек.
Таким образом, потребитель не может нести ответственности по обязательствам, которых на себя не принимал.
Кстати
Ветеран труда Атта ГУЛИЕВ из пригородного совхоза “Алатау” воюет с алматинскими газовиками четвертый год. Не найдя справедливости в родных пенатах, он обратился в посольство Франции с просьбой передать на завод-изготовитель для экспертизы один из таких счетчиков, прошедших через руки казахстанских импортеров.
- Трижды мне меняли эти приборы - и каждый накручивал большее количество кубов, чем его предшественники, - усмехается Гулиев. - Я настоял на том, чтобы мне выдали технику, на которой, как говорится, муха не сидела - в заводской упаковке и с паспортом изготовителя. Привезли, на первый взгляд все в порядке. Присмотрелся повнимательнее, а пломбочки изготовителя нет, вместо нее местные газовики умудрились свою поставить! Хотя в паспорте черным по белому указано: в течение пяти лет заводскую пломбу трогать категорически запрещается. В алматинском представительстве фирмы факт подмены пломбы подтвердили. Пострадавшими от газового беспредела я считаю не только себя, но и сотни односельчан, также жаловавшихся на беспричинно высокую накрутку кубов.
У Гулиева на руках есть заключение экспертной комиссии о том, что из 944 приборов учета, снятых на поверку в совхозе “Алатау”, почти половина давала неверные показания. Только в одном пригородном поселке люди годами переплачивали миллионы тенге за топливо, которого не получали. Но ведь поселок этот не единственный в Казахстане.
Как, впрочем, и монополист...
Анатолий НИКОЛЬСКИЙ, Алматы
И Наталья Васильевна, и Алла Александровна живут на одной улице. За топливо платили исправно, и до октября прошлого года “Алматыгазконтракт” претензий к ним не имел. Занозой в отношениях между потребителями и поставщиком стала плановая поверка газовых счетчиков. Проще говоря, проверка исправности приборов учета и точности их показаний.
Итак, 3 октября газовики сняли счетчики, отработавшие установленный срок, и отправили их в лабораторию другого ТОО - “Газконтрольприбор”. А тамошние специалисты возьми да и заяви: мол, на двух приборах не те пломбы оттиснуты.
Вывод был сделан незамедлительно. Раз пломбы не те, стало быть, вскрывали их для гнусного надругательства над нежным считающим механизмом. И подозреваемых в хищении “голубого топлива” буквально поставили на счетчик, насчитав одной из хозяек почти 111 тысяч тенге, а другой - 58 тысяч. Не заплатите, мол, хуже будет.
Хуже не вышло. Обе потребительницы, не чувствуя за собой никакой вины, платить непомерную куну отказались. Более того - подали на газовиков в суд. И тут же свершилось чудо: размер претензий ТОО “Алматыгазконтракт” к Наталье Васильевне сократился на 24 тысячи, а к Алле Александровне - аж на 26 тысяч. Фактически руководство компании признало, что первоначальная сумма штрафа была взята с потолка, однако от намерения покарать “нарушительниц” не отказалось и выставило им встречные иски. Дескать, не догоню, так хоть согреюсь...
Точка в этой истории еще не поставлена. Однако нынешняя разборка потребителей с монополистом - далеко не первая в Алматы. К примеру, в прошлом году владельцы нескольких домов по улице Момыш- улы озадачились внезапно подскочившим расходом природного газа. Судя по показаниям индивидуальных приборов учета, ежемесячно в печах и плитах они сжигали по тысяче и более кубометров - и это при том, что прошлая зима была куда мягче нынешней. Одна из жительниц улицы Момышулы только диву далась, обнаружив, что с января по март 2007 года расходовала почти В ШЕСТЬ РАЗ больше газа, чем обычно в зимнее время. Добиться замены счетчика ей таки удалось после СЕМИМЕСЯЧНОГО хождения по мукам и инстанциям.
Комментарий специалиста
Жанна МЕРГЕНОВА, юрист Лиги потребителей Казахстана:
- В случае с Павленко и Бирюковой монополист допустил целый ряд грубых нарушений. Начну с того, что снятый прибор учета следует отправлять в лабораторию только в упакованном виде и с сопроводительным актом. Однако факт есть факт: представители ТОО “Алматинские газовые сети”, сняв счетчики для поверки, таких документов не составляли. А в акте на снятие приборов учета указано, что замечаний не выявлено.
Согласно акту о лабораторном осмотре прибора, оттиск на пломбах не соответствует оригиналу. Однако пять лет назад потребители не имели возможности узнать, кто опломбировал их счетчики, поскольку поверочных актов ТОО “Газконтрольприбор” им не выдавали, а это уже нарушение статьи 11 Закона РК “О защите прав потребителей”.
Поскольку в акте на снятие счетчика об оттисках пломб ни слова, есть все основания утверждать, что эти оттиски изначально не соответствовали оригиналу. Кстати, следов иного “вмешательства в работу механизма” проверяющие не выявили...
В оправдание своих действий газовики ссылаются на один из пунктов договора снабжения природным газом - договора, который якобы является публичным. Однако юридической силы публичного договора сей документ не имеет по той простой причине, что правительство республики его не утверждало. Публикация текста “публичного” договора в городской газете не дает монополисту права игнорировать требования норм Гражданского кодекса РК и другие нормативные акты. Тем более что действующие Правила поставки, транспортировки и реализации природного газа не обязывают потребителя оплачивать объем газа, доначисленный ему в штрафном порядке. Монополист ссылается на принятое в 2003 году решение Алматинского гормаслихата о том, что при нарушении пломб потребитель должен оплачивать дополнительное количество кубов, однако еще 2 апреля 2007 года тот же маслихат решением №337 ОТМЕНИЛ этот документ.
И последнее: согласно правилам, о которых сказано выше, абонент несет ответственность за сохранность и целостность прибора учета, установленного в его квартире или индивидуальном доме. То есть только ВНУТРИ дома, а не на улице, где каждый желающий может нарушить девственную целостность пломб и защитных наклеек.
Таким образом, потребитель не может нести ответственности по обязательствам, которых на себя не принимал.
Кстати
Ветеран труда Атта ГУЛИЕВ из пригородного совхоза “Алатау” воюет с алматинскими газовиками четвертый год. Не найдя справедливости в родных пенатах, он обратился в посольство Франции с просьбой передать на завод-изготовитель для экспертизы один из таких счетчиков, прошедших через руки казахстанских импортеров.
- Трижды мне меняли эти приборы - и каждый накручивал большее количество кубов, чем его предшественники, - усмехается Гулиев. - Я настоял на том, чтобы мне выдали технику, на которой, как говорится, муха не сидела - в заводской упаковке и с паспортом изготовителя. Привезли, на первый взгляд все в порядке. Присмотрелся повнимательнее, а пломбочки изготовителя нет, вместо нее местные газовики умудрились свою поставить! Хотя в паспорте черным по белому указано: в течение пяти лет заводскую пломбу трогать категорически запрещается. В алматинском представительстве фирмы факт подмены пломбы подтвердили. Пострадавшими от газового беспредела я считаю не только себя, но и сотни односельчан, также жаловавшихся на беспричинно высокую накрутку кубов.
У Гулиева на руках есть заключение экспертной комиссии о том, что из 944 приборов учета, снятых на поверку в совхозе “Алатау”, почти половина давала неверные показания. Только в одном пригородном поселке люди годами переплачивали миллионы тенге за топливо, которого не получали. Но ведь поселок этот не единственный в Казахстане.
Как, впрочем, и монополист...
Анатолий НИКОЛЬСКИЙ, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

