10406

Эдуард ОГАЙ: Этот конфликт нас многому научил

Эдуард ОГАЙ: Этот конфликт нас многому научилНедавний конфликт на сатпаевских рудниках вызвал большой резонанс по всей стране. Протест шахтеров выявил большое количество проблем в отношениях между наемными работниками и руководством влиятельной корпорации “Казахмыс”. О них сегодня рассказывает Эдуард ОГАЙ, председатель правления корпорации.

- Причина конфликта, считаю, прежде всего в том, что была потеряна связь между трудовыми коллективами и руководством корпорации. Сегодня многое изменилось, компания стала более открытой, изменились и люди, психология сотрудников компании. К примеру, у нас работает много молодых людей в возрасте 25-35 лет, это очень образованные и культурные люди, это уже совсем не тот “пролетариат”, который был известен по учебникам истории. Они разбираются в законодательстве и хорошо знают, что им нужно. Поэтому процедура подготовки коллективного договора сегодня должна измениться. В профсоюз должны войти люди, которые работают на производстве, знают реальные проблемы рабочих и при этом могут открыто, не боясь, что их уволят, высказывать свое мнение.

- Считается, что на “Казахмысе” - “прикормленные” профсоюзы, которые защищают не рабочих, а интересы руководства корпорации…

- Ни руководство корпорации, ни профсоюз не смогли правильно оценить ситуацию, плохо представляли себе, во что это может вылиться. Руководители всех уровней должны защищать интересы своего трудового коллектива, работать с людьми. Прошли времена, когда от людей ежедневно требовали совершать “трудовой подвиг”. Надо признать, что те плановые показатели, которые мы ставили перед людьми, оказались трудновыполнимыми: мало установить какие-то нормы - нужно создать и условия для их выполнения. Как раз об этом и говорили рабочие: хотите план - обеспечьте нас материалами, зап-частями, оборудованием. Одно из этих условий - достойная зарплата. Это справедливо. Но, добившись повышения зарплаты, наши рабочие должны повысить и культуру производства - у нас происходит много аварий из-за халатного отношения некоторых рабочих к своим трудовым обязанностям.

- О системе штрафов на “Казахмысе” ходят легенды, а те сотрудники, которые решаются об этом открыто говорить, лишаются работы. Что вы на это скажете?

- Система наказаний должна быть, чтобы предупредить худшее на производстве. Другое дело, если начальник использует эту систему для сведения счетов…

- У вас есть факты таких злоупотреблений?

- Сейчас мы разбираемся с этим. Но я хочу, чтобы люди знали, что заявление начальника “Я тебя уволю!” не имеет под собой никаких правовых оснований. По закону увольнению предшествуют два выговора, а выговор можно сделать только при наличии акта о нарушении трудовой дисциплины. К сожалению, злоупотребления со стороны линейных руководителей у нас есть. Сейчас мы понимаем, что у нас не был систематизирован подбор людей на руководящие должности. Я считаю, что руководитель должен уметь работать с людьми и быть на их стороне, а не против…

- Вы самокритичны, но что вы намерены делать с этим?

- Мы создаем совет трудового коллектива, в который войдут представители от каждого предприятия. Будем раз в месяц собираться для обсуждения проблем, выслушивать предложения и принимать какие-то решения совместно. По сути, требования сатпаевских ребят были справедливыми, просто иного способа их выдвинуть у них не было, и я их понимаю. На самом деле эти события даже помогли нам.

- Это в чем же?

- Появилось понимание, что есть проблемы в менеджменте предприятий. Но теперь мы знаем, кто является лидером в трудовых коллективах, будем растить этих ребят, делать из них руководителей. Я могу сказать одно: очень много нарушений со стороны начальников на низовом и среднем уровнях. И коррупция в этой среде сильно развита. Есть руководители даже на уровне отдельных подразделений, которые не справились с соблазном, что под их ответственностью значительные материальные ценности, активы: что-то продают на сторону, устраивают за взятки на работу, создают “избранным” льготные условия… Так наносится ущерб собственнику. Мы разбираемся с этим, уже заведено несколько уголовных дел. Но это тема для отдельного разговора...

- Насколько зарплаты работников медных корпораций Чили и Мексики выше, чем в “Казахмысе”?

- Теперь практически сравнялись. Но сравнивать нужно не только с ними, но и с другими предприятиями в Казахстане. Например, на угольных шахтах достаточно было одного процента недовыполнения плана, чтобы людям заплатили по минимуму. У нас речь идет о “запасе” в 20 процентов, то есть планка совершенно другая. Но учтите, что при этом в Жезказгане еще и самые низкие по стране тарифы на коммунальные услуги. Например, у нас люди платят на порядок ниже, чем в Караганде. Да и социальный пакет намного лучше - питание, лечение и т.д.

- Кстати, о тарифах. ТЭЦ в Жезказгане принадлежит вашей компании. Правда ли, что теперь, повысив зарплату, вы “вернете” эти деньги через повышение стоимости коммунальных услуг?

- Напомню, что мы не повышали тарифы почти 10 лет. Делать поправку хотя бы на коэффициент инфляции, я думаю, нам придется. Все мы живем в рыночных условиях, в том числе и объекты городской инфраструктуры - их работники также хотят быть достойно обеспеченными.

- Будет ли корпорация лоббировать в правительстве необходимость восстановления списка №2 - льготный выход на пенсию работников, занятых на вредном и опасном производстве?

- Лично мое мнение - к этому нужно приходить. Металлург, шахтер - опасные профессии, в 60 лет трудно работать у печи или спускаться в забой. Но мы должны подготовить и предложения, и варианты решения этой проблемы, потому что это ляжет бременем и на себестоимость нашей продукции, и на государственный бюджет.

Марат АСИПОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее