Усилитель Бруля
С чего начиналась эротика? С картинки в твоем букваре. С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. Эротика известного алматинского фотографа Бориса БРУЛЯ в виде выставки ню должна была начаться в Центральном выставочном зале. Но началась и продолжилась в подвальном помещении студии Бориса - директор дирекции художественных выставок Асель УМИРШИНА как-то вдруг сочла фотографии Бруля слишком скандальными.
Особое неприятие госпожи Умиршиной вызвала фотография некой обнаженной женщины на фоне некой раскрытой книги. Как утверждает Борис, искусствовед узрела в картинке оскорбление Корана. Это показалось фотографу странным, так как текст на страницах запечатленной книги писан ивритом, который, как известно, к священной книге мусульман имеет весьма отдаленное отношение. И сказал отрок, что сие неправильно. И не услышали вопиющий глас его, ибо слышать не хотели.
А ведь идеологически данная фотография по замыслу автора обыгрывает тему науки, а не какой бы то ни было религии. Хотя каждый, конечно, верит в то, что видит сам.
- Думаю, такие претензии говорят о профессиональном уровне директора дирекции художественных выставок, - похожий на морского пирата Борис расставляет слова убедительно и не торопясь, как столбы на пограничной полосе. - Как здесь можно было узреть Коран? Самое интересное, что мы заранее подписали договор, оплатили аренду зала. Когда я привез работы перед самым открытием выставки, Умиршина посмотрела и сказала: нет, это мы выставлять не будем. Я знала, мол, что это обнаженная натура, но не думала, что настолько.
Но если уж на то пошло, она ведь была обязана заранее просмотреть эскизы!
Как бы там ни было, за 5 дней до открытия выставки Бруль оказался в очень неприятном положении, когда выставили не его работы, а его самого, причем сразу за дверь. Впрочем, если говорить откровенно, скандальная ситуация вокруг галереи ню только усилила к ней интерес. Из выставленных 25 работ зрители сразу купили почти половину. Чего, собственно, и следовало ожидать: эротика возбуждает всегда, а в незапланированных местах - тем паче.
Новый вернисаж был задуман Брулем как подведение итогов определенного творческого периода: его работы стилизованы под образы эпохи расцвета свободы и фотографии, а именно 20-30-е годы прошлого столетия (не 2030-е, а 20-30-е. - Т.Б.).
Отсюда черно-белая палитра, определенная пластика, исторический декор и деревянные рамы. Хотя основой выставки, конечно, остается женское тело - излюбленный объект творчества Бруля. А с таким объектом рано или поздно упрешься в вечную тему разделения эротики и порнографии. Ну или другие упрутся: вторым поводом для отмены выставки стало якобы очень демонстративное изображение женских половых органов на одной из фотографий.
-
Это разделение - у нас в голове, - говорит Бруль. -
Еще Модильяни сказал, что оно либо в голове смотрящих - и это глобальная проблема, либо в голове конкретного мэра - и это проблема местечковая. В данном случае проблема возникла в голове искусствоведа...- Тема обнаженного тела - вечная, неустаревающая. Авторы, работающие с обнаженной натурой, хотят убрать с нее налет плейбойности, всего этого глянца и массовости. Я работаю с натурой по одной простой причине: голому скрывать нечего, он весь на виду. Это свобода, раскрепощение разума. Женщина не может быть идеальной, как в “Плейбое”. Да она и не должна быть такой. То тело, которое ей дано, - это и есть правда. И предмет искусства.
Можно было бы обвинить Бруля в неискренности - мозговать над чужой голой правдой всяко приятнее, чем выставлять себя напоказ в чем мать родила. Но Борис и сам обнажается в прямом смысле слова, а не так, как пытаются это делать другие, сублимируя в пресс-релизах про раздевание души. Он регулярно посещает нудистские пляжи, соответствующим образом одевшись:
-
Я поспорю с любым фотографом, который скажет: вот у меня телевичок, нудиста с расстояния шлепну. Не будет никогда у него такого портрета, который можно сделать, смотря обнаженному человеку в глаза. Когда находишься среди них, перестаешь обращать внимание на то, в одежде они или без. Это очень мощное расслабление. В Америке на нудистский пляж привозят бухгалтеров для психологической терапии. - Сейчас одежда - это защита от комплексов. И индустрия моды делает огромные деньги на наших страхах и комплексах, - подключается коллега Бориса Татьяна НАЛИВАЙКО. - Вы попробуйте сами поплавать, загорать без тех же плавок. Эти куски мокрой резины на теле лично у меня вызывают дискомфорт. А без них - свобода!

Если вы пока не готовы плавать без кусков мокрой резины на теле - просто взгляните на работы Бориса.
Или в зеркало в ванной.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

