8807

Здесь вода!

Здесь вода!Эту коротенькую историю я услышал однажды в кругу аксакалов. Седобородый старец рассказал, что давным-давно, когда он был еще пацаном, его отцу потребовалось найти пресную воду в районе поселка Баскудук. Дело это хлопотное, не каждому по плечу. Тут нужен был кудыкши - копатель колодцев. Профессия чрезвычайно редкая в степи, передается по наследству, и секреты ее не раскрываются. И отец пригласил старца Сакена, который уже плохо видел и еще хуже слышал. Так вот, дед уходил в степь рано утром с маленькой лопаткой. Рыл ямки, запускал в них руку по плечо и засыпал. Потом просыпался, смотрел на пальцы, кряхтел от огорчения и шел дальше. На ходу жевал травинки, приглядывался к корешкам. И опять копал… Следом за ним брел пацаненок, приставленный отцом. Потчевал кудыкши чаем и внимательно следил за его манипуляциями. Так продолжалось несколько недель, пока однажды кудыкши не указал на неприметное место: “Здесь вода. Пресная. Близко”. Мальчишка помчался домой с радостной вестью. Вскоре на этом месте отец вырыл колодец с благодатной водой. А в скважинах, которые со временем в округе пробурили геодезисты, вода неизменно оказывалась соленой.
Сегодня древнее знание степняков почти утеряно. Разыскать настоящих кудыкши - дело непростое. Да их, наверное, уж и нет. Остались внуки и правнуки копателей колодцев.

У 57-летнего Есбергена ИНЕРБАЙУЛЫ (на снимке) дед был знатным кудыкши. Одним из тех, что мог найти воду в степи даже на глубине 100 метров. Имя и слава Бейнеубая КУЛШАРУЛЫ прокатились перекати-полем от чинков Устюрта до Пестрых гор и были увековечены в повести Абиша КЕКИЛЬБАЕВА “Глубокий колодец”.

Есберген-ага никогда не видел своего деда, но много знает о нем по рассказам родственников. С земли Мангистау Бейнеубай ушел в далекие 30-е. В те годы, спасаясь от голода и смерти, люди откочевывали в поисках лучшей доли в Иран, Туркмению, Афганистан - куда глаза глядят. Деду было уже 70 лет, когда он двинулся в путь с горсткой соплеменников. Но отправился как бы на разведку, оставив дома с женой пятерых сыновей. Прошло много времени, пока от него просочилась весточка - он в Иране. На поиски отца отправился младший сын Архарбай (дядя Есбергена). Другое время - другие скорости. На подобные путешествия уходили многие месяцы…
Но Архарбай нашел родителя. И вместе с отцом из глины и камня они начали строить дом. Архарбай отправился на родину. Но к тому времени границу уже закрыли, дядю поймали, обвинили в шпионаже, дали 10 лет и отправили строить Беломорканал. На том и прервалась связь поколений кудыкши, которые из года в год передавали свои знания по наследству.

- Все мои предки были кудыкши, - рассказывает Есберген-ага. - В те далекие времена эта профессия была очень почитаемой. Водоискателей ценили наряду с лекарями и имамами. Найти в безводной степи Мангистау живительную влагу - разве это не святое дело?! К сожалению, древние знания сейчас утеряны. Помню, правда, по рассказам родственников, каким образом мой дед искал воду. Привяжет стремена к хвосту кобылы и отправляет пастись. А сам рядом идет. Может идти день, три, неделю... А потом останавливает кобылу, гладит ее по морде и говорит: “Здесь вода”. И действительно, там, где он указывал, люди находили воду.

Бейнеубай Кулшарулы нашел в Мангистау сотни источников воды. Самый ближайший колодец расположен в 200 км от Актау, в местечке Сенек. Люди до сих пор черпают воду из того колодца.
В этом году впервые после развала СССР планируется провести обследование и полную инвентаризацию всех колодцев Мангистау.

По словам замначальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования по Мангистауской области Орынбасара ТОКЖАНОВА, предполагается создать государственный кадастр водных источников региона:
- По нашим расчетам, в области имеется около тысячи колодцев, гидрогеологических скважин и родников. Инвентаризация водных источников необходима для развития сельского хозяйства и туризма. Для всех колодцев будут разработаны паспорта. Возможно, в будущем они, вырытые нашими предками, станут местом паломничества туристов. Для нашего края эти рукотворные источники - чудо. Ведь ездят же в Саудовскую Аравию смотреть на песчаные дюны.

Есберген-ага много лет печалился, что не мог выполнить святой долг - поклониться могиле деда. Но он не знал, где расположено место захоронения Бейнеубая Кулшарулы. И все же внуку знаменитого кудыкши удалось-таки исполнить заветную мечту. В 1995 году в Актау прибыл первый корабль из Ирана, он привез вернувшихся на родину потомков беженцев.

- Стоило мне узнать об этом, как я первым примчался в порт, - говорит Есберген-ага. - Я переговорил со всеми прибывшими, пока наконец не встретил древнюю апашку. И о чудо! Она не только знала моего славного деда, но и в последний путь его провожала. Умер он в 1941 году, в возрасте 77 лет.

Есберген выведал и о месте захоронения. Домой вернулся счастливым. И сразу засобирался в дорогу. Правда, с отъездом складывалось не все так просто.
Только в прошлом году он смог поехать в Иран.
- Прихватил с собой горсть земли в нарядном мешочке, взятой с акрополя Шопан-ата, мраморную табличку с надписью “Здесь похоронен именитый кудыкши Мангистау Бейнеубай Кулшарулы” и семь чапанов в качестве подарков иранским аксакалам.

Здесь вода!...Долго описывать, где он побывал, с кем и о чем говорил. Главное, исполнил долг - поклонился могиле деда (на снимке).

Иногда Есберген-ага собирает дома своих внуков и говорит им: “Был у вас знатный прадед, а кому и прапрадед. Звали его Бейнеубай Кулшарулы. Великое дело он выполнял - искал в степи воду. Он знал, напоить людей чистой водой - значит осчастливить!” 

Есназар СУЛТАНОВ, Актау
esnazar@inbox.ru 
Фото предоставлены Есбергеном Инербайулы
Поделиться
Класснуть