6588

Я - самоучка

Вчера народному артисту Республики Казахстан, ведущему актеру театра имени Лермонтова Юрию ПОМЕРАНЦЕВУ исполнилось 85 лет
Сам Юрий Борисович находится в прекрасной рабочей форме, правда, слегка расстраивается, что его любимый театр так долго простаивает на ремонте. Померанцев очень редко - только из-за сверхъестественных причин - соглашается давать интервью, и свой юбилей таким поводом не посчитал. “Театр на ремонте, и говорить мне сейчас не о чем, а окунаться в прошлое я не хочу”, - сказал он нам по телефону. Тем не менее мы не могли пропустить такой юбилей ТАКОЙ личности и решили вспомнить, что когда-то рассказывал о себе Померанцев.

“Артистом я быть хотел. И началось все с 1937 года, когда Советский Союз очень широко и торжественно отмечал столетие смерти Пушкина. Я сам для себя выбрал сцену дуэли Онегина с Ленским, которую мне помогли положить на музыку Чайковского, и это была своеобразная мелодекламация. Мы жили тогда в Караганде, и на пушкинском торжестве я получил первую премию - юбилейный том сочинений Александра Сергеевича”.
Из интервью газете “Давар”, 2003 г.

                                                                                    ***
“Я всегда говорю, что я счастливый человек, что в тридцатые и сороковые годы, до того, как уйти на фронт, я все время ходил в свой любимый театр - МХАТ. И там я видел всех великих актеров. Вот это была моя школа! Потому что я в общем-то никакого высшего учебного заведения не заканчивал. Я - самоучка”.
Из интервью изданию “Успех”, 2002 г.
                   
                                                                                    ***
“Война застала меня в Москве. Дело в том, что мой отец в последнее время работал в Казахстане, занимая важный пост в “Карагандашахтстрое”. Но в 1938 году он был арестован и расстрелян, как многие в нашей стране: без суда и следствия. И по окончании в Караганде 8-го класса мы с мамой вернулись в Москву, где жили все наши родственники. Что же касается войны, то со мной все случилось, как в классическом советском фильме: молодые люди, только что окончившие школу, после выпускного бала пошли на Красную площадь. Мы прогуляли там всю ночь, а уже утром, 22 июня 1941 года, решили пойти еще на Пушкинскую площадь, где был небольшой кинотеатрик, который очень рано открывался, и посмотрели какой-то фильм: все не хотели идти домой. Грянула война, и меня по комсомольской мобилизации призвали на рытье противотанковых рвов вокруг Москвы”.
Из интервью газете “Известия - Казахстан”, 2002 г.

                                                                                     ***
“Причина невероятного успеха “Нашего милого доктора” в том, что Айманов пригласил только местных актеров. Ведь там собран весь цвет оперного, эстрадного, драматического искусства Казахстана. Кроме того, как великолепно показана старая Алма-Ата с ее журчащими арыками, садами, горами! Потом я еще снимался в нескольких фильмах, но к кино так и не прикипел. Наверное, потому, что кино - это в большей степени искусство режиссера и оператора, чем актера. А я всеми фибрами души - театральный актер”.
Из интервью газете “Аргументы и факты”, 2000 г.

                                                                                     ***
“Мне кажется, сейчас трудно говорить о каком-то взлете культуры. В качестве примера достаточно взглянуть на те комедии, которые сейчас пишутся. Настоящих современных пьес нет - о сегодняшней жизни, глубоких, с интересными образами. Драматурги больше пишут на потребу публике, а ей нравятся легкие комедии. Раньше культура была другой. Ее задача состояла в постижении глубины, а сейчас главная цель - развлечь. Думаю, если так будет продолжаться, - это приведет к большой катастрофе. Но, несмотря на эти трудности, несмотря на то, что большая часть зрителей предпочитает комедии, наш театр может похвастать многими классическими произведениями в репертуаре. Сцену театра имени Лермонтова я люблю, и это однозначно и без всяких оговорок.”
Из интервью газете “Суббота+”, 2005 г.

                                                                                     ***
“В пьесе Артура Миллера “Цена” мой герой - очень старый человек. Он старьевщик, когда-то занимался скупкой и перепродажей подержанной мебели. Совершенно случайно его телефон нашли в старом справочнике, и он невольно попадает в напряженные семейные разборки. Он - самая светлая, самая возвышенная личность в спектакле. Его духовная ясность, его золотое сердце - как они нужны не только его собеседникам, но и всем нам. Его слова, простые, обыкновенные, - точный нравственный ориентир. И как же он хочет помочь заплутавшим в метели безнравственности, коммерческой расчетливости и безжалостной практичности людям, как стремится вызволить их из плена жестокости, цинизма, равнодушия и безразличия, как возвращает истинную цену доброте, любви, заботе о другом человеке! Я очень люблю этого старика - доброго гения жизни. Думаю, что, пожалуй, каждой сыгранной мною ролью я пытался по мере своих сил противостоять злу и защищать добро.
Из интервью газете “Книголюб”, 2003 г.

Игорь ПИСКУНОВ, режиссер: Он даст фору любому
- Требования к работе у Юрия Борисовича гораздо выше, чем у любых других профессионалов, с которыми мне приходилось работать. И требования не только к режиссеру или партнеру, но прежде всего - к себе. Он - яркий пример трудоголика. Юрий Борисович очень организованный человек, и работа для него стоит на первом месте.
Он очень пунктуален, приходит на работу всегда за десять минут до начала. Помню, как-то один актер опоздал на репетицию на несколько минут, и Юрий Борисович сказал: раз так, давайте я тоже буду приходить с опозданием.
Конечно, работа, в том числе и с Юрием Борисовичем, - это одна большая сложность. Никогда не бывает всё гладко, многое рождается в муках, но только тогда ты понимаешь ценность опыта с таким человеком. Тем ценнее радость, когда добиваешься чего-то.Я считаю, что такого мастера, как Померанцев, трудно найти. Это человек с огромным опытом, который прекрасно понимает, что он делает. У него постоянно чему-то учишься. Его внутренней организации можно только позавидовать. Что интересно, и в восемьдесят пять ему абсолютно удается быть современным и актуальным, даже несмотря на то - а может, именно потому, что он видел смену нескольких эпох и работает очень давно. Ему прекрасно удается почувствовать злободневность своего персонажа, его современную роль в мире. В этом смысле он абсолютно подвижен.
Это удивительно, но солидный возраст Юрия Борисовича никак не может мешать нашей работе - он в прекрасной творческой форме и может дать фору любому.
Я звонил Юрию Борисовичу накануне, спрашивал, будет ли он отмечать юбилей. Артист скромно ответил, что нет.

Поделиться
Класснуть