13219

Хулиган в балете

Хулиган в балетеТри года назад Досжан ТАБЫЛДЫ (на снимках) стал самым молодым исполнителем главной роли - Спартака - за всю историю мирового балета: тогда ему было всего двадцать. Досжан уже сбивается со счета, сколько с тех пор наград он выиграл. Из последних по времени наград танцора - серебряная медаль конкурса Большого театра в Москве и звание “Народный герой” в номинации “Гордость профессии” - дома. На днях Табылды приступил к репетициям “Спартака” с самым первым его исполнителем в Казахстане - Рамазаном БАПОВЫМ, который недавно вернулся на родину из США (см. “Мне обещал помочь некто Кузембаев...”, “Время” от 16.1.2008 г.).

- Досжан, как вам работа с Баповым?
- Он учит меня своему мастерст­ву, потому что у него огромный опыт. Это - признанный мастер сцены, и я горд, что могу ежедневно работать с ним. А вообще, выпускался я у Улана МЕРСЕИДОВА. Я хочу совершенствоваться, поэтому у каждого педагога беру что-то новое, нужное мне для роста.
“Спартак” - очень сложный балет как по объему физической нагрузки, так и в эмоциональном плане. Тащить на себе все три акта очень сложно. В каждом акте у меня всего 10 минут перерыва.
Вот мне
Рамазан Саликович говорит, что актерское мастерство нужно оттачивать всю жизнь и им нужно овладеть до такой степени, чтобы, когда выйдешь на сцену и просто поднимешь глаза, весь тысячный зал замер, рассмеялся или заплакал. Артист балета в первую очередь должен быть актером, а уж потом - танцором.

- Слышал, перед Новым годом вы ездили в Японию. Что там были за выступления?
- Мы ездили по приглашению администрации президента - там проходили Дни Казахстана в Токио. Мы дали два очень успешных концерта. Все прошло замечательно, Токио мне понравился. Но на одном из банкетов я потерял все свои документы, деньги и остался на чужбине полностью пустым. К счастью, мне пошло навстречу наше посольство, которое помогло с проживанием, деньгами и оплатило перелет. Но меня задержали в Японии на пять лишних дней, а потом депортировали.

- Досжан, не было мыслей уехать за границу надолго?
- Хочется дальше работать и совершенствоваться. А если будешь сидеть только в Казахстане, кто будет знать о твоей любимой стране? Если ты будешь только здесь - тебя узнают только свои, а за рубежом можно прославить родную страну, культуру. Скорее всего, я останусь в Казахстане, но буду постоянно выезжать, а если и уеду за границу, то на несколько лет. А потом все равно вернусь.

- С вашей работой, наверное, от девушек отбоя нет?
- Для них моя жизнь - как сказка: ты выходишь на сцену, тебе аплодируют, ты даешь интервью, о тебе снимают телепрограммы, тебе устраивают фотосессии. Но есть и другая сторона: ты как проклятый вкалываешь целый день, видишь только серую стенку, свое отражение в зеркале и балку.
И вот девчонки начинают визжать, кричать, трогать тебя, когда понимают, кто я. Поэтому при знакомстве стараюсь сразу не говорить, что я артист балета. Мне вообще нравятся девушки, с которыми можно поговорить. Таких не так уж и много...

- Досжан, вашей трудоспособности и преданности профессии можно позавидовать. Наверное, только такие целеустремленные люди, как вы, хватают звезды с небес.
- Но так было не всегда. В свое время, лет до четырнадцати, я был хулиганом, вообще никому прохода не давал: выходил во двор - и родители забирали своих детей домой. Со мной ни в одну игру нельзя было нормально поиграть - я всегда всех бил. У меня была огромная энергия, которая сметала все на своем пути. И я рад, что эту энергию я направил в нужное русло - в творчество, и она дает свои плоды. Если бы не балет, я бы точно стал отморозком.

Хулиган в балете- И какова же ваша цель в жизни?
- Стать Человеком с большой буквы. В жизни это удается не всем. Это звание еще нужно заслужить. Хочу, чтобы моя работа, которую делаю в поте лица, изнашивая себя, не прошла даром. Я уже чувствую отдачу, когда в конце спектакля зритель встает и аплодирует. И ты понимаешь, что ту энергию, которую отдавал залу три часа, восполняешь за три минуты.

- То есть зритель и вдохновляет, и разочаровывает?
- Бывает часто, причем независимо от страны, когда зритель сидит “холодный”, и лишь к концу спектакля мы успеваем “разогреть” публику. А у казахстанского зрителя есть свои особенности, к которым мы уже привыкли. Например, едва мы отыграли какой-нибудь этюдик или вариацию - начинаются аплодисменты. Это, конечно, приятно, но за хлопаньем в ладоши есть риск не услышать какой-нибудь важный кульминационный момент в музыке и сбиться. А вот на Западе люди настолько трепетно относятся к музыке и искусству, что готовы тихо сидеть и наслаждаться красотой, и аплодируют только в конце акта или вообще в конце балета.

- Внимание государства к балету достаточное?
- У нас больше внимания уделяется экономике, а в культуре - затишье. Надеюсь, когда уровень жизни у нас станет выше, то и культура получит должное.

- С приходом Ермухамета Ертысбаева на пост министра для вас что-то изменилось?
- Если честно, нет.

- Досжан, какие у вас планы на наступивший год?
- В мае меня приглашают на конкурс в Венгрию. Повод - 70-летие Рудольфа НУРЕЕВА. Но я еще посмотрю: просто так ехать мне нет смысла - только за победой. Председателем там будет, кстати, Майя ПЛИСЕЦКАЯ.
Я также работаю в балетной труппе United Dance Company во Франции. В 2008-м она делает очередное ежегодное турне, где я буду участвовать на ведущих ролях. А в будущем хотел бы организовать собственные концерты. У меня есть знакомые, которые на своих сценах - в Большом театре, Мариинском и в Европе - показывают высокий уровень. Если их всех собрать, можно сделать шикарный концерт.

Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz
Фото Владимира ЗАИКИНА и из архива Досжана ТАБЫЛДЫ, Алматы
Поделиться
Класснуть