Гордая порода
Задание для несложного кроссворда:
“Фактор, позволяющий государству постоянно развиваться, повышать уровень человеческого развития, обеспечивать воплощение стратегических планов, увеличивать ВВП. Однозначно вызывает уважение в мировом сообществе. Пять букв, первая “н”.
Неугомонный
профессор Тасбулат ИГБАЕВ, разработавший уникальную технологию фокусированного взрыва, всю жизнь пытается вписать в заданную строчку слово “наука”.
Как будто не знает, что место давно занято словом “нефть”.
Мы уже писали о
Тасбулате Монболовиче и его разработках (см. “Взрывной характер”, “Время” от 27.11.2003 г.).
В статье говорилось, что наш ученый изобрел метод, благодаря которому снижается стоимость добычи горной руды, решается проблема тушения лесных пожаров, спуск лавин становится безопасным и так далее. Там, где надо заложить 15 килограммов взрывчатки,
Игбаев обходится одним. Причем с лучшим результатом, что доказано испытаниями и экспертизами.
Но, как водится, никому эти разработки в нашей стране оказались не нужны, всем спасибо за внимание.
Спустя несколько дней после публикации автору материала позвонили из финполиции (!)
и сказали, что желают помочь Игбаеву. Странно, конечно, что с предложением о помощи не позвонили, например, из Комиссии при президенте по гендерной политике.
- Президент распек госорганы за отсутствие помощи науке, упомянув мои разработки, о которых писала ваша газета, - рассказывает
Тасбулат Монболович. -
Не знаю почему, но ответственной за внедрение передовых технологий оказалась финполиция. Финполовцы пригласили меня к себе на разговор. Я, разумеется, сразу спросил у начальника алматинского департамента: “Как же вы думаете мне помогать? У бизнесмена деньги заберете и мне отдадите, что ли? Этим должно заниматься как минимум профильное министерство”. Тот молча согласился, что помочь никак не может. На том и расстались.
А в 2005 году я выиграл грант Иновационного фонда на проект производства свай для фундаментов направленным взрывом. Мне дали 7 миллионов тенге на 18 месяцев. Все исследования я провел, отчеты сдал. Осталось заключить договор на внедрение технологий. И тут оказалось, что внедрять свои разработки должен сам, а в случае успешности попыток отдавать фонду 50 процентов своей прибыли. Это же кабала! Я согласен отдать четверть, но половину - нереально.
Сейчас “научные” деньги делит Министерство образования и науки. Но я считаю, что средства надо выделять непосредственно крупным компаниям той же горнодобывающей отрасли. У компаний должен быть список проблем, требующих решения. По этим проблемам проводится тендер, человек выигрывает его и решает вопрос. Производство работает эффективнее.
- Так у нас и проблем-то никаких не останется.
- Да, сейчас наука никому не нужна. Все делают деньги. Я, например, в два раза сокращаю затраты на буровзрывные работы. Плюс повышенная безопасность. Но это никому не надо. Владельцы рудников качают деньги, управленцам главное, чтобы колесо крутилось, процесс шел. А в каких условиях трудятся рабочие - никому не интересно. Отсюда и забастовки на шахтах и рудниках.
- Сейчас только и слышно, как государство пытается помочь науке. Как вам результаты?
- Пытаются, но рычагов реальных нет. Министры меняются, принимают какие-то программы свои. Наша наука, как автобус, который должен идти по маршруту, но каждый новый водитель едет туда, куда хочет. В свое время были попытки создать закон о работниках науки и образования. И ведь не создали. Потому что наши депутаты за время работы в парламенте защищают диссертации и идут работать в вузы на руководящие посты. Вот такие дилетанты попадают в образование и начинают собирать вокруг себе подобных.
В КазНТУ, где я работаю, 258 докторов наук. А в положении ВАКа (Высшей аттестационной комиссии. - Т.Б.) написано: для получения докторской степени нужно решить проблему. Значит, эти доктора решили какие-то проблемы. Но на ежегодный государственный тендер КазНТУ выставляет максимум 30 проектов. Получается, реально работает всего 10 процентов от состава.
За 25 лет я ни разу не видел открытую лекцию какого-нибудь профессора, на которую мог бы прийти каждый желающий!
А вы видели, чтобы министры, ректоры и проректоры читали лекции? Да что там министры - деканы! Они же даже не знают, что такое лекция.
- Не боитесь, что после таких откровений у вас будут проблемы в университете?
- Ну придут ко мне, пошлют меня, и я их пошлю. Сейчас как придумали? В 63 года ты не имеешь права занимать руководящие должности. И при этом подписываешь контракт не на 5 лет, как остальные, а на год. Вякнул в течение года что-нибудь не то, и тебе просто не подпишут новый договор.
А кто будет готовить научные кадры? Те дилетанты, которые купили себе дипломы и диссертации?
- Жаксыбек КУЛЕКЕЕВ в бытность министром образования пытался пригласить профессуру из-за рубежа.
- Профессор ТЕФФЕЛЬ уже писал, что это блеф. Во-первых, надо платить хорошие деньги. А сколько платят сейчас? На подготовку аспиранта дают 50 часов и 30 тысяч тенге. Это смешно. Во-вторых, у нас нет материально-технической базы. Мы до сих пор читаем лекции с мелом и тряпкой. И ни один уважающий себя ученый из-за рубежа к нам не приедет.
По большому счету, даже среди академиков в Академии наук очень мало настоящих ученых. Я знаю, как защищались некоторые из них...
К сожалению, все, кто защитил за последние несколько лет докторские диссертации, всего лишь перерабатывали чужие труды. Ничего своего.
Как-то я спросил, есть ли в нашем вузе каталог научных работ, перечень проблем, которыми занимаются ученые. Нет. Потому что ни под одной работой человек не может подписаться и сказать: “Это мое!”.
- Тасбулат Монболович, вы можете назвать 2-3 оригинальные отечественные научные разработки, которые были бы внедрены в нашей стране и стали приносить свои плоды?
- За всю науку отвечать не могу. А в горном деле, точно знаю, - нет. В буровзрывных работах мы отстали от Запада лет на 50. Но такой разработки, как у меня, за рубежом не существует. Вот ведь что самое интересное...
Тулеген БАЙТУКЕНОВ,
тел. 259-71-96,
e-mail:
tulegen@time.kz
Фото Владимира ЗАИКИНА

