Неуд профессуре
В мажилисе внимательно читают газету “Время”. В конце января
депутат Бекболат ТЛЕУХАН цитировал на всю страну приведенные нами выдержки из нашумевшего казахстанского учебника “Человек и общество” (см.
“Школа раболепия”, “Время” от 6.1.2008
г.).
“Восточные общества тяжело больны, - читал коллегам отрывки из этого учебника парламентарий. - Болезнь является следствием духовной пустоты. Любая пустота вызывает соблазн ее заполнить. Моральную пустоту заполняют аморальные явления в виде беззакония, коррупции, продажности, лжи, всеобщей ненависти, нечистоплотности. Подавляющее большинство восточных стран, в том числе весь исламский мир, так и не вышел из окутанного глубоким моральным астатизмом положения, из политико-правовой летаргии...”
Закончив цитирование, депутат призвал к ответу министра образования и науки Жансеита ТУЙМЕБАЕВА: почему такой учебник попал на школьные парты?
Г-н Тлеухан потребовал изъять книгу из школьной программы, что, кстати, рекомендовал сделать министерству и центр “Учебник” еще до выхода пособия в печать.
Тем временем в редакцию пришло письмо одного из авторов учебника “Человек и общество” - сотрудника Казахской академии образования Канагата ЖУКЕШЕВА.
Вот что написал нам автор двух десятков учебных пособий и хрестоматий (стиль и орфография сохранены):
“Нельзя оценивать всех с позиции своего уровня, и тем более, ее навязывать другим, особенно ученикам. Не мешайте другим взглянуть на проблему правдиво в глаза...
Русский философ П.Чаадаев отметил: “Я предпочитаю бичевать свою родину, огорчать и унижать ее, только бы ее не обманывать”. И я предпочел предоставить детям горькую правду, чем сладкую ложь. На лжи нельзя правильно воспитывать ребенка. И не могу поддержать такую позицию, когда предлагают обманывать учеников (здесь и далее выделено автором письма. - В.Б.), под предлогом не унижать достоинство народов, чтобы народ под ложной радостью исключительности не заметил, когда его родина окажется в хвосте цивилизации, попадет в колониальное рабство и исчезнет, как призрак коммунизма, что исчез вместе с Советским Союзом.
Тем не менее, оставаясь на позиции “детям только правдивую информацию”, я осознаю и принимаю необходимость разумного отхода от категоричности. Надо было назвать группу стран, к которым относится отрицательная ментальная характеристика по другому, например, “слаборазвитые страны Азии, Африки и Латинской Америки” и саму характеристику отредактировать адаптируя к восприятию старшеклассников, не прибегая к использованию острых фраз.
“Цель аутистического мышления, - писал С. Кара-Мурзин (напомним уважаемому ученому, что российского философа зовут Сергей КАРА-МУРЗА. - В.Б.), - создать приятные представления и вытеснить неприятные, преградить доступ всякой информации, связанной с неудовольствием. Аутист избегает действия и не желает слышать трезвых рассуждений. Он готов даже голодать переживая свои приятные фантазии. В результате обмана общественное мнение не только исчезает, но и не может формироваться”. В данном случае все наоборот: приведенная выше ментальная характеристика - это не обман, никак не “создаст приятного представления” у учеников. Тогда хочется спросить: о каком раболепии идет речь?
Времена зомбирования человека, слепого следования за ложной информацией прошли. Для того, чтобы понять и осмыслить наше колониальное прошлое и выбрать правильный ориентир на будущее, я считаю, нужно воспитывать детей смотреть трезвым взглядом на вещи и критическому отношению к происходящим явлениям, на основе правдивого отражения окружающей действительности...
Жукешев К.М.”
Рассуждения ученого оставим на его совести и порадуем его новостью. На прошлой неделе вышел специальный приказ министра Туймебаева, согласно которому учебник “Человек и общество” - творение авторов Абдумалика НЫСАНБАЕВА, Канагата ЖУКЕШЕВА, Мухтара ИЗОТОВА, Кенеса КАЖЫМУРАТА и Макаша ТАТИМОВА - должен быть изъят из школьной программы.
Теперь остается ждать решения министра и по поводу учебника “Искусство” (см. “Искусство” для профанов”, “Время” от 6.12.2007 г.), который содержит массу непростительных ляпов.
Виктор БУРДИН, Алматы
“Восточные общества тяжело больны, - читал коллегам отрывки из этого учебника парламентарий. - Болезнь является следствием духовной пустоты. Любая пустота вызывает соблазн ее заполнить. Моральную пустоту заполняют аморальные явления в виде беззакония, коррупции, продажности, лжи, всеобщей ненависти, нечистоплотности. Подавляющее большинство восточных стран, в том числе весь исламский мир, так и не вышел из окутанного глубоким моральным астатизмом положения, из политико-правовой летаргии...”
Закончив цитирование, депутат призвал к ответу министра образования и науки Жансеита ТУЙМЕБАЕВА: почему такой учебник попал на школьные парты?
Г-н Тлеухан потребовал изъять книгу из школьной программы, что, кстати, рекомендовал сделать министерству и центр “Учебник” еще до выхода пособия в печать.
Тем временем в редакцию пришло письмо одного из авторов учебника “Человек и общество” - сотрудника Казахской академии образования Канагата ЖУКЕШЕВА.
Вот что написал нам автор двух десятков учебных пособий и хрестоматий (стиль и орфография сохранены):
“Нельзя оценивать всех с позиции своего уровня, и тем более, ее навязывать другим, особенно ученикам. Не мешайте другим взглянуть на проблему правдиво в глаза...
Русский философ П.Чаадаев отметил: “Я предпочитаю бичевать свою родину, огорчать и унижать ее, только бы ее не обманывать”. И я предпочел предоставить детям горькую правду, чем сладкую ложь. На лжи нельзя правильно воспитывать ребенка. И не могу поддержать такую позицию, когда предлагают обманывать учеников (здесь и далее выделено автором письма. - В.Б.), под предлогом не унижать достоинство народов, чтобы народ под ложной радостью исключительности не заметил, когда его родина окажется в хвосте цивилизации, попадет в колониальное рабство и исчезнет, как призрак коммунизма, что исчез вместе с Советским Союзом.
Тем не менее, оставаясь на позиции “детям только правдивую информацию”, я осознаю и принимаю необходимость разумного отхода от категоричности. Надо было назвать группу стран, к которым относится отрицательная ментальная характеристика по другому, например, “слаборазвитые страны Азии, Африки и Латинской Америки” и саму характеристику отредактировать адаптируя к восприятию старшеклассников, не прибегая к использованию острых фраз.
“Цель аутистического мышления, - писал С. Кара-Мурзин (напомним уважаемому ученому, что российского философа зовут Сергей КАРА-МУРЗА. - В.Б.), - создать приятные представления и вытеснить неприятные, преградить доступ всякой информации, связанной с неудовольствием. Аутист избегает действия и не желает слышать трезвых рассуждений. Он готов даже голодать переживая свои приятные фантазии. В результате обмана общественное мнение не только исчезает, но и не может формироваться”. В данном случае все наоборот: приведенная выше ментальная характеристика - это не обман, никак не “создаст приятного представления” у учеников. Тогда хочется спросить: о каком раболепии идет речь?
Времена зомбирования человека, слепого следования за ложной информацией прошли. Для того, чтобы понять и осмыслить наше колониальное прошлое и выбрать правильный ориентир на будущее, я считаю, нужно воспитывать детей смотреть трезвым взглядом на вещи и критическому отношению к происходящим явлениям, на основе правдивого отражения окружающей действительности...
Жукешев К.М.”
Рассуждения ученого оставим на его совести и порадуем его новостью. На прошлой неделе вышел специальный приказ министра Туймебаева, согласно которому учебник “Человек и общество” - творение авторов Абдумалика НЫСАНБАЕВА, Канагата ЖУКЕШЕВА, Мухтара ИЗОТОВА, Кенеса КАЖЫМУРАТА и Макаша ТАТИМОВА - должен быть изъят из школьной программы.
Теперь остается ждать решения министра и по поводу учебника “Искусство” (см. “Искусство” для профанов”, “Время” от 6.12.2007 г.), который содержит массу непростительных ляпов.
Виктор БУРДИН, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

